Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 3)


Расширение спектра процессуальных умений

Возвращаясь к предыдущим статьям данного цикла, еще раз вспомним, что личностные результаты обучения, приращение личностных смыслов формирования ценностных ориентиров школьников, метапредметные результаты обучения - это универсальные учебные действия для всероссийских дистанционных олимпиад по разным предметам, которые мы иногда путаем с общими учебными умениями и навыками. Универсальные учебные действия - это понятие намного шире. Предметные результаты в общеобразовательном стандарте дистанционных олимпиад представлены на уровне базовом и профильном.

Сейчас мы говорим о стандартах старшей школы. Понятно, что практикующего учителя стандарты старшей школы могут в чем-то не удовлетворять.  Принципиально их они удовлетворяют стандарты, по которым проводится олимпиада по физике, химии, математике и информатике, потому что данные курсы широко представлены в методической литературе, и любой учитель может совершенно спокойно найти ответ на любой педагогический вопрос об олимпиадах. Дистанционные образовательные стандарты олимпиад по английскому языку, литературе и русскому языку представлены как одна область. Перспектива не утешает. В этом году в системе образования и структуре всё останется так, как есть. Это можно видеть по единому государственному экзамену. Английская литература и английских язык остаются отдельно. Русский язык в стандарте олимпиад также представлен отдельно.

Мы не можем с вами знать на сегодняшний день, что произойдет, ведь стандарт не показывает перспективы. Учебники могут еще дорабатываться, новые раздели ещё могут спокойно войти в учебники.

Та методическая концепция учебников, которая на сегодняшний день разработана и утверждена, со многими методическими материалами согласована. Но что же собой представляет методическая концепция учебников. Чем отличается эта концепция от других?

Прежде всего, результаты по новой методической концепции достигаются за счет расширения процессуального спектра читательских умений. Предметные результаты, метапредметные результаты и личностные качества предлагается достигать довольно серьезно и интересно разными путями образовательной деятельности. Во-первых, хорошие результаты на олимпиадах в школах достигаются «фокусным» повторением в начале школьного года пройденного в средней школе материала, во-вторых, дифференцированным повторением пройденного материала, и в-третьих, ранжированием и перераспределением вопросов дистанционных олимпиад по сложности, от простого к почти нерешаемому.  

Разберем данное утверждение на примере учебника 10 класса. В начале этого учебника есть фокусное повторение, есть развернутая глава по предыдущему курсу и ряд семинаров, не вопросов и заданий, потому что дети перешли на новую ступень образования а десятом классе, а именно семинаров. Вы можете сказать, что семинары - это всё-таки прерогатива обучение ученика на повышенном уровне сложности. Но здесь составлены таким образом, что есть возможность провести их и на базовом уровне, как повторение и обобщение материала, и углубить представление учащихся о курсах, которые они закончили к моменту начала 10 класса.

Чем достигается расширение спектра процессуальных читательских умений? Это рассредоточенное повторение ранее изученного в течение учебного года. Это значит,  что по всему курсу 10 класса и  отдельно 11 класса,  разбросаны и прямо вкраплены вопросы контекстуального характера с повторением раннее изученного с соотнесением материала, который они изучают в данный момент. Или наоборот, происходит расширение спектра тем, ранее изученных произведений. Но это именно рассредоточенное повторение, ведь это очень принципиальная позиция.

Нужно сказать, что в будущем нас ждут все новые редакции учебников по дистанционным олимпиадам. Вообще всероссийские дистанционные олимпиады будут отличаться ещё и тем, что в процессе ответа на вопросы и задания для учащихся будет происходить рассредоточенное повторение, равно как и третья позиция ранжирования тем от простых к сложным. Это происходит не только в конце учебников и методических пособий. В тексте олимпиадных заданий уже есть возможность прочитать небольшой фрагмент и осмыслить его. Когда мы говорим о рассредоточенном повторении или о рассредоточенных по тексту заданий знаний, мы имеем в виду именно то, что ученик, привыкший сейчас к дозированной информации в интернет-пространстве уже не в состоянии долго держать тему, не всегда ему близкую, но он обязан усвоить этот материал. Поэтому мы идем таким путем. Мы расчленяем вопросы олимпиад, разбавляем вопросы текстом и картинками для глаз, создавая ребенку возможную ситуацию успеха.

Интеграция в комплексные итоговые уменияСледующая важная составляющая дистанционных конкурсов и олимпиад - это систематизация и интеграция в комплексные и итоговые умения учащихся, в то, что мы называем олимпиадной деятельностью. Обратите внимание на подчеркнутые слова на приведенном изображении. Методическая позиция заявлена таким образом, что ученик держит в руках учебник или конспект как речевое произведение квалифицировано-культурных читателей. Он выступает не просто как исследователь или специалист по дистанционным олимпиадам. а именно как квалифицированный и культурный читатель.

Возникает еще один возможный пласт диалога ученика с автором учебной статьи, критиком. Они оставили свои читательский и профессиональный след в нашей образовательной культуре. Эту позицию прошу тоже отметить, она нова в методической системе в данном случае.

Система семинаров с дифференцированными темами для базового и профильного уровня обучения и подготовки олимпиад также стоит включать в методическую концепцию учеников для школьников. То есть те темы, прописанные в учебнике - это уже после той или иной главы учебника. Разница может быть только в корректировке тем, эффекте некой неожиданности. В любом случае в данном подходе используется, по возможности,  культурный и методический опыт всех специалистов по олимпиадному движению.

Следующей очень важной позицией является развитие читательской самостоятельности школьников в том, что соответствует именно стандарту. Вообще любая методическая концепция олимпиад чисто связана с реализацией общего образовательного дистанционного стандарта. Читая брошюры и пособия для подготовки можно сразу заметить, что намечается попытка любым авторским коллективом методически и конкретно сформировать системные вопросы и задания, поставить ребёнка в эту новую образовательную ситуацию, чтобы он постарался не только репродуктивно воспринимать знания, дающиеся ему в течении всего периода школьного обучения. Именно в этой среде он должен поменять свой читательский арсенал.

Развитие читательской самостоятельности на олимпиадахСистема проектной деятельности также является составляющей методической концепции. Сейчас эта новая предметная область, конечно, захватывает своим масштабом внимание учителей по всей стране. Но будем говорить о ней здесь в ключе пользы для дистанционных олимпиад по английскому языку. В данной дисциплине есть собственный предмет, собственная литература, и есть свои вопросы. Перед нами стоит цель организовать свои очень важные проекты для развития читательской активности и формированию общей культуры человека. Ведь именно литература, пусть даже и английская, как предмет, дает ему возможность увидеть жизнь в ее течении, жизнь в ее тупиковой ситуации, жизнь героев перед нравственным выбором. То есть именно литература не только образовывает, она ещё и адаптируется в социум ученика, если мы умело организуем преподавание предмета.

Обратите внимание на третью позицию, довольно существенную, которая в учебниках и дистанционных олимпиадах представлена как система работы с цифровыми образовательными ресурсами, цифровыми инструментами, сайтами, словарями и т.д. Ведь в заданиях на олимпиады часто бывают даны ссылки интернет-ресурсы, которые ученик может использовать для того, чтобы расширить представление об изучаемой теме. От этого вопроса мы никуда не денемся, потому что сейчас мы находимся в ситуации глобальной информатизации. То есть это не информатизация, например, Москвы, это не информатизация отдельных регионов по определенной программе. Это глобальная информатизация, что и подчеркивает документ ЮНЭСКО этого года, в котором предлагается учителю сдать очередной экзамен на ИКТ-компетентность.

В следующей статье мы рассмотрим другие дополнительные аспекты методической концепции учебников, использующихся учителями в ключе системно-деятельностного подхода подготовки к дистанционным олимпиадам.

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 1)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 2)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 3) <<

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 4)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 5)


<<< Вернуться к списку статей

Возможно, вам будут также интересны:

Курсы адаптации к дистанционным олимпиадам

Идея возникновения курсов адаптации к дистанционным олимпиадам в учебном заведении вынашивается уже много лет. Их целью является создание условий для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста, которое позволит им в дальнейшем успешно овладевать программой первого образовательного уровня. Подробнее о таких курсах в нашей сегодняшней статье.

18.09.2019
Дошкольное образование в нашей стране

Круг вопросов, касающихся дошкольного образования в России достаточно широкий. Сегодня коренным образом изменилась ситуация с образованием в нашей стране, и продолжать заниматься с детьми, организовывать занятия, обучать детей в рамках старой образовательной деятельности уже совершенно невозможно.

19.09.2018
Наномедицина и современные пути к здоровью человека

Дорогие читатели нашего портала! Сегодня речь пойдет о нанотехнологиях, их основах, использовании в медицине и тех темах, которые могут встретиться на дистанционных олимпиадах по биологии.

17.09.2019