Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 2)


Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 1)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 2)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 3)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 4)

Безусловно, все педагоги знают серьёзное утверждение, с которым невозможно не согласиться: «Школьное обучения всегда опирается на определенную стадию развития, которую ребёнок проделал до школы». Необходимо сказать спасибо и выразить благодарность работникам дошкольных образовательных организаций, которые работают с детьми дошкольного возраста, которые помогают ребятам делать первые шаги в мире познания, сделать первые шаги в изучении курса математики. От того уровня качества, который задается дошкольными образовательными учреждениями, и от той работы, которая будет проведена до школы с ребенком, очень серьезно зависят результаты ребенка в начальной школе.

Если говорить о дошкольной подготовке детей, то обязательно возникает вопрос, связанный с методическими материалами для подготовки к школе. Существует множество авторских программ.   Но стоит ли вообще использовать сами рабочие тетради? Очень часто можно слышать вопросы преподавателей, нужно ли это в возрасте трех-четырех лет, как использовать какие-то рабочие тетради, не рано ли ребятам заниматься по этим тетрадями, выполнять какие-то задания. Вопрос здесь не корректен. Не идет речь исключительно о том, что мы сажаем ребенка за стол и просим его выполнять задания в этой тетради. Мы как педагоги четко понимаем о том что эти задания должны быть отработаны в игровой деятельности. Большинство этих заданий должны быть выполнены в непосредственной включенной деятельности вместе с детьми. Не стоит задача, чтобы воспитатель выполнял эти задания исключительно в рабочих тетрадях. Автор всегда старается дать материал с неким запасом, переизбытком, и делается это исключительно для того, чтобы у воспитателя всегда был выбор, чтобы воспитатель исходя из уровня ребят, из уровня их развития, исходя из их активности, желания выполнять какие-то задания уровня стремлений дошкольников, мог подобрать задание как для групповой работы, так и для индивидуальной. Это нужно для того, чтобы у воспитателя всегда был выбор тех заданий, которые он предложит детям для выполнения на занятиях. При грамотном подходе, при верном методическом подходе со стороны дошкольных работников всё выстроиться именно так, как положено в соответствии с возрастной периодизацией.

Предлагаем посмотреть несколько ярких олимпиадных заданий. Они считаются наиболее важными в изучении каждого из разделов. Мы говорим о пространственных представлениях, о пространственном мышлении ребенка для того, чтобы подготовить его к изучению основного начального курса математики. Есть простое с точки зрения взрослого человека задание. Нужно указать, у кого кубики на рисунке маленькие, у кого большие. Автор, играя на размере, играя на высоте пирамиды из кубиков дает возможность ребенку посомневаться, дает возможность ребенку порассуждать, безусловно, от воспитателя очень много зависит при выполнении подобных заданий, когда у ребёнка формируется на первое представление маленький-большой. Есть возможность поиграть, увидеть, дать возможность ребенку увидеть, прочувствовать, прощупать эти размеры фигур.

Напомнить о том, чего нам сегодня очень не хватает, в том числе и в начальной школе, это сенсорных действий. Необходимо не забывать о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста - абсолютные сенсорики. Это дети, которые познают этот мир через ощущения. Здесь умение воспитателя выстроить грамотный методический подход позволит ребенку увидеть, ощутить в возрасте 3-4 лет первые ощущения размеров.

Есть еще один тип заданий, который касается пространственного ощущения, представления ребенка в этом возрасте  о понятии выше-ниже, верхний-нижний. Каждое задание, которое предложено автором, дальше развивается по нарастающей, и обязательно из этого задания вытекает следующее задание. Из каждого задания мы переходим на более серьезный уровень. Так постепенно поступать от возраста к возрасту мы рассматриваем эти понятия на более серьезном содержательном уровне с одной стороны. И с другой стороны, любое задание выстреливает каким-то серьезным моментом для ребёнка для того, чтобы ребёнок в итоге перед школой, выходя с дошкольного учреждения, получил набор, в том числе и предметных минимальных знаний, которые позволят ему изучать начальный курс математики. Абсолютно четко принципиальная позиция здесь в том, что нет заданий ради заданий. Каждое задание несет за собой какую-то смысловую нагрузку и содержательную нагрузку, поэтому многие воспитатели, понимая это и работая по этим комплектам методических материалов четко это видят и могут четко проследить некий вектор изучения одного курса, допустим, на каждом возрасте и это сразу понимают. Поэтому каждое задание с одной стороны уникально, с другой стороны оно дано в системе для того, чтобы у воспитателя выстроила система работы. Через деятельность, через работу с красками, через работу с цветом в заданиях развивается умение ориентироваться в пространстве, даются термины верхний-нижний. Эти простые задания на ориентирование вверх-вниз, вправо-влево потом перерастают в серьезные задания на ориентирование координатной плоскости.

Конечно, для дошкольников не даются такие сложные понятия, но вы увидите, что эти задания и любая олимпиада по математике, фактически помогают ребенку ориентироваться уже даже на координатной плоскости. На самом деле, это очень красивый и интересный комплект методических материалов, и он дает возможность развивать дошкольников.

Так практически работает каждое задание, которое позволяет воспитателю с детьми действовать сразу в нескольких направлениях и в виде таких интересных дидактических игр позволять ребенку узнавать что-то новое.

Вообще понятие дидактической игры сегодня возвращается в том числе и начальную школу, и в дошкольные учреждения. Низкий поклон и хвала учителям за то, что не теряли эту путеводную нить в части игровой деятельности. Всегда игры носили развивающий характер. Например, задание по раскраске цветов разным цветом. Рассматривая и раскрашивая цветы с одной стороны мы работаем с цветом синим и красным, с другой стороны, мы даём возможность ребенку сориентироваться, право и лево. Такие задания называются маркерами. Эти маркеры помогают любому воспитателю увидеть, насколько ребёнок к этому возрасту свободно ориентируется в понятиях слева и справа. Выполняя такое задание, у вас есть возможность зафиксировать какие-то первые успехи и достижения дошкольника.

Еще одним хорошим заданием  является задание на раскрашивание флажков у двух мальчиков, стоящих лицом и спиной соответственно. Оно позволяет ребёнку шагнуть далеко вперёд. Посмотрите, как интересно сформулировано это задание. Нужно раскрасить флажки в правой и в левой руке по определенному цвету. Обратите внимание на Сашу, который здесь изображён сначала лицом к нам, и потом увидите он повернулся к нам спиной. Очень важно, как ребята посмотреть так ребята будут ориентироваться в ситуации, смогут ли они в зеркальном отражении увидеть эти цвета. Это такое красивое интересное задание, которое не дает возможность с одной стороны воспитателю развивать, с другой стороны, увидеть тех ребятишек, которые готовы идти вперёд, которые видят чуть-чуть, а может быть и шире, более интересно и необычней. Задания позволяют воспитателю здесь поиграть и поработать. Города продуктивнее эти полосочки изготовить простой белой бумаги и вместе с ребятами разыграть эту ситуацию. Когда они стоят в группе со своими флажками лицом, потом поворачиваются спиной. И ребята видят как право и лево меняются местами. Очень часто мы наблюдаем с вами ситуацию, когда воспитатель или даже учитель начальной школы говорит детям поднять правую руку и при этом поднимает левую руку.  Это ситуация, которая меня позволяет ребенку научиться ориентироваться в пространством понимание, и быстренько дать верный ответ, с какой же стороны будет зелёный и какой страны будет красный флажок.

Следующее задание напрямую помогает воспитателю через игру, опять же, через опору на жизненный опыт младшего дошкольника, сориентироваться вместе с ребятами во временном отрезке утро-день-вечер-ночь,  выстроить по порядку смены этих периодов суток, обратить внимание ребят, что происходит, и как меняется действие героя, который изображён на этих рисунках. Но нас с вами, с точки зрения математики, здесь интересует временное представление и ощущение времени, которое впервые возникает у ребенка, когда он начинает приводить этом в некую систему. Безусловно, к этому возрасту ребенок уже понимает, что есть день, есть ночь, люди говорят Добрый вечер, Доброе утро. Но выстроить это в некую систему, понять и начать рассуждать по этому поводу, выстроить это в некую периодичность и последовательность это задание и позволяет сделать. Кстати говоря, время - это одна из величин, который в начальной школе вызывает у младших школьников традиционно большие затруднения, традиционно вызывают у ребят проблемы изучения именно времени.

Еще есть одно задание, которое фактически готовит ребят к счёту, фактически готовит ребят к изучению числового отрезка. На странице учебника представлено 4 ряда животных, по 5 в каждом. Среди них Заяц лягушка ежик и мышь. Обратите внимание на расположение этих героев, они даны неслучайно. Также посмотрите, как правильно сформулировано задание на олимпиаду по математике, обведи последнего в каждом ряду. Здесь очень важно, чтобы ребёнок обратил внимание на то, куда направлено движение каждого из героев, куда идут герои, в какую сторону вправо или влево, потому что именно от этого будет зависеть, кто в этом ряду будет последним, а кто окажется первым. Поэтому фактически мы здесь числового ряда еще не видим, но это серьезная подготовка к числовому ряду, потому что мы показываем ребенку направление движения - это очень хорошая задание, это очень продуктивное задание, если оно выстроено правильно. В данном случае с методической точки зрения было бы правильно предложить ребятам выстроиться по порядку, встать друг за другом в правую сторону, потом повернуться в левую сторону и увидеть, как меняется позиция того, кто был впереди, и вдруг в одну секунду он становится в конце всей цепочки. Это первое ощущение ребёнка, это первое наглядное представление ребенка относительно того, что же впереди, а что сзади.

Через такую интеграцию, через такое объединение практической деятельности младшего школьника и возможности его увидеть это в виде образов картинок, возможности поработать в этой тетради, суммарно эта вся работа в комплексе, безусловно, дает результат. Поэтому здесь очень важно, чтобы воспитатель понимал и чётко ставил акценты в этих заданиях.

Самым лучшим заданием, вызывающим восторг у многих преподавателей дошкольного образования, является задача с паровозом и пронумерованными вагонами. Это задание, которое дает возможность ребёнку установить последовательность в числовом ряду. И когда воспитатели предлагают разыграть эту задачу в практической деятельности, оно вызывает огромный восторг даже у взрослых людей. Само по себе такое задание является кладезью других совершенно других типов заданий, например «Расставь по порядку», «Назови своих соседей», «Выбери цвета». Очень важно, чтобы такой тип заданий разыгрывался в практической работе. Мы даем возможность ребенку, увидеть, кто у него соседи, кто стоит справа, кто стоит слева. Сначала мы можем проиграть практической игре, а затем всё то же самое промоделировать уже непосредственно в рабочей тетради. Тогда ребёнок, уже опираясь на свое жизненное представление, на то, что буквально несколько минут назад он проиграл в практической деятельности, выполняет это задание с интересом, со смыслом, потому что он понимает, что он делает, у него есть осмысленное действие, и в целом он видит интересную новую учебную ситуацию, которую предлагает автор.

Такие задания или просто олимпиада по математике - это просто настоящий кладезь для развития математических представлений дошкольников. Еще один пример представления пространственного представления - это опять фактически прыжок маленький, но очень чёткий и верный прыжок в координатную плоскость, в работу с таблицей, умение ориентироваться вправо-влево, выше-ниже. Речь идет о задаче с мухой и окном. Муха находится на разных изображениях в разной части окна. А окна имеют разную форму и занавески разных цветов. Дело в том, что в начальной школе мы с ребятами уже учимся работать с таблицей. Такая незатейливая работа с мухой,  которая передвигается по стеклу, дает возможность с ребятами наблюдать ситуацию, в каком углу она оказалась, где она оказалось, что произошло, как изменилась ситуация и так далее.