Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 1)


В данном цикле статей пойдет разговор на тему реализация системно-деятельностного подхода в проведении дистанционных олимпиад по школьным предметам в старших классах и методической концепции учебников для подготовки к этим олимпиадам.

Методическая концепция дистанционные олимпиад, рабочих тетрадей и учебников  немного изменена в последнее время. И, соответственно, тема реализации деятельностного подхода всегда норовит и обязывает вернуться к федеральному государственному образовательному, поэтому несколько слов позволим себе сказать о федеральном государственном образовательном стандарте. Затем будет дано понятие деятельностного подхода и методической концепции подготовительных олимпиадных учебников, структуры учебников с примерами содержания основных элементов. Затем мы затронем очень важный и главный вопрос икт компетентности учителя и икт поддержки дистанционных олимпиад в школе. Также можно будет привести примеры отдельных вопросов, заданий и уроков, чтобы вы поняли собственно суть методической концепции.

Основы введения ФГОС – это базовая тема, с которой нужно начинать изучение любых методик преподавания школьных предметов. Прежде всего, конечно, это идеологические и методические основы концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Социальные основы, как мы с вами знаем, это заказ всей системы образования. И научные основы - это фундаментальное ядро содержания образования, которое представлено на сайте стандарта.

Существует основной сайт стандартов ФГОС, к которому можно всегда обратиться и подробности можно на этом сайте перечитать. В течение ряда лет наверно мы перечитаем этот документ, потому что ещё не полностью ведь стандарт методически обеспечен.

Вообще, данный вопрос катастрофически обширен. Здесь можно говорить о примерных программах дистанционных олимпиад, которые мы с удовольствием ждём. Можно говорить о разработанных системах оценок, которые мы также ждём еще с прошлого года. Еще существует масса проблем, которое мы хорошо все знаем. Сегодня внедрение стандарта - это большая забота учителя, потому что именно его методическая компетенция позволит сделать первые, вторые и третьи шаги, чтобы реализовать задумки государства. И в целом принятие необходимости введения стандарта это хорошо, потому что есть ряд известных положительных причин. Страна созрела уже для этого. Но тем не менее, по-прежнему остается проблема методического обеспечения реализации стандарта дистанционных олимпиад.

Обращаю ваше внимание на отдельные, известные нам, слова или, шире сказать, понятия, которые обретают с введением новое значение. Прошу Вас обратить внимание на выделенные слова и словосочетания известного нам понятие «образовательная среда школы». Мы воспринимаем образовательную среду как совокупность условий, в результате взаимодействия которых с индивидуумом происходит становление личности. На самом деле то, что всегда давно было известно педагогики, стандарт еще раз подчеркивает, что мы взращиваем личность ученика с помощью нашего предмета русского языка и литературы. Образовательная среда школы на сегодняшний день пока - уже осмысленное нами понятие. Мы пишем образовательные программы коллективом школы и понимаем, что мы совершенствуем среду и условия, в которые попал ученик. Школа в этой работе старается обрести свое собственное лицо.

Обратите внимание, что здесь есть слово «взаимодействие». Это очень важно для нас с точки зрения темы статьи, потому что мы постепенно идём от понятийного аппарата. Здесь также есть слово «действие». Действие - это один из структурных элементов деятельности. Перед вами есть определение из энциклопедии, что такое деятельность.

Существуют электронные ресурсы в поддержку учителей, занимающихся переходом на новые образовательные стандарты всероссийских дистанционных олимпиад. В основном это академические интернет сайты, сайты всероссийских дистанционных олимпиад и другие. На сайтах можно углубить своё представление о процессе методического обеспечения олимпиад, о тех теоретических понятиях, которые были затронуты в этой статье.

«Деятельностный подход» - это словосочетания в начале века пришло психологию сначала в психологию. Психологами деятельностный подход разрабатывался довольно интенсивно, было представлено две основные школы ученых, которые в свое время вели   борьбу идей вокруг деятельностного подхода. По времени это была примерно вторая или третья четверть двадцатого века. Поэтому мы и не открывает здесь принципиально чего-то нового.  Деятельностный подход хорошо разработан психологии, и уже существует достаточно много методик преподавания основ и подготовки к заданиям дистанционных олимпиад. Поэтому здесь можно выделить два аспекта восприятии этого словосочетания.

Нас с вами это словосочетание будет интересовать во втором аспекте в качестве теорию, рассматривающую психологию, как науку о порождении психического отражения в процессе деятельности индивидов. Уже при этом определении Алексея Николаевича Леонтьева, которые очень много сделал для разработки деятельностного подхода, мы видим, что деятельность связана с формированием сознания. Именно здесь подчеркнуты сознательные установки, сознательные отношения к тому, что предстоит сделать индивиду. Именно этот аспект и стандарт, развитый и основной школой, и старшей школой, развивает и пытается естественно методически произвести.

Принципиально важной для нас является работа Сергея Алексеевича Николаева «Деятельность, сознание, личность», которую можно прочитать на сайте МГУ и соответственно спроецировать эту работу в сегодняшний день, тем самым укрепив какие-то позиции стандарта с точки зрения теоретической базы. Мы уверены, что вы найдете в этой работе много для себя знакомого.

Принципы деятельностного подхода проведения дистанционных олимпиад у вас всегда должны находиться под рукой. Многие из них уже несколько раз написаны и апробированы, в частности, педагогикой. Поэтому есть еще одна принципиальная научная позиция Алексея Николаевича Леонтьева о том, что только в ходе развития конкретной деятельности можно формировать какие-то психические процессы у человека. Здесь даны те позиции, которые отражаются в дистанционном стандарте, особенно личностный смысл. Вы можете расширить свои представления об этих теоретических терминах, зайдя на наш сайт в раздел «Интересные статьи».

О личностном смысле стандарт говорит много. Например, приоритетные результаты обучения по умолчанию являются личностными. Потом идут предметные результаты, а потом метапредметные. Это значит все, что делает ребёнок, всё, что он планирует сделать, должно обретать для него личностный смысл. На нашем с вами языке, прежде всего мы должны более тщательно работать над мотивацией обучения ребенка, мотивацией на деятельность.

В следующей статье будет более подробно рассмотрена структура личностного подхода и мотивации учащихся, которые в будущем хотят завоевывать хорошие баллы на всероссийских дистанционных олимпиадах по всевозможным предметам школьной программы.

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 1)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 2)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 3)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 4)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 5)