Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 5)


В продолжение цикла статей у системном подходе к подготовке дистанционных конкурсов и олимпиад по разным предметам очередь подошла рассказать о ИКТ-методах, используемых в передовых учебных заведениях. Продолжим ту мысль, которая чуть позже подкрепится конкретным показом, потому что бесконечно можно говорить об ИКТ-технологиях, если учитель сам не знает, что он имеет в виду под этим термином. Поэтому нужно отвлечься и остановиться отдельно на вопросах и заданиях именно всероссийских дистанционных олимпиад, на которые влияет использование ИКТ технологий.

Какие же именно технологии представлены на Интернет-ресурсах и в учебниках для подготовки к олимпиадам? И вообще, зачем нам это необходимо? С точки зрения наших теоретических и теоретико-практических взглядов, изменяется нам хорошо известный термин «образовательная среда». Теперь вместо него используется другой термин «информационно-образовательная среда». То есть у среды появился довольно серьезный аспект, который очень активно разрабатывается и отдельными школами, и регионами, и государством в целом, а также целым земным шаром. Информационно-образовательная среда является частью общей среды образовательного учреждения.

Что собственно требуется об этой информационно-образовательной среде знать, и что требуется от среды, в которую мы все сейчас включены. На первый план выходит особая интерактивная среда учителя в другом регионе, есть ли он готов совершенствовать свою технологии. Эта среда позволяет вести интерактивное взаимодействие с учеником. В этой среде можно поддерживающие ресурсы, в ней можно моделировать индивидуальную траекторию каждого ученика, в этой среде можно автоматически контролировать успешность работы ученика. Вообще говоря, образовательный стандарт дистанционных олимпиад ориентирует нас на взаимодействие. Мы уже взаимодействуем в сетевых сообществах вне школы и в школе. Мы организовываем среду удобным для нас образом, например, через сайт нашего учебного заведения, где есть свои странички учителей, свои кабинеты, свои олимпиады и тестирования, свои формы с возможностью написать отзыв, есть блоги.

К ИКТ-технологиям можно отнести также и электронный мониторинг. Как отмечают многие преподаватели, на сегодняшний день мы задыхаемся от различных моделей мониторинга и проверочных работ, работая в ущерб образовательному процессу. Нужна работа с самой разной информацией, представление ее в различных видах и так далее.

Все эти идеи и методы работы взяты именно из образовательного стандарта, текст которого доступен любому преподавателю на сайтах высших контролирующих органов образования. Но важно не только прочитать стандарт, но и спроецировать все на свой учебный процесс.

Но, несмотря на постоянно изменение стандарта, внедрение новых веяний науки, использование новых типом образовательных методик, ИКТ-технологий, введение новых дистанционных олимпиад в программу школы, мы хотим, чтобы любой учитель постарался держать свою линию,  достаточно твердо держать свой собственный предмет. Не нужно терять свой предмет в угоду ИКТ-технологиям. Если можно обойтись без технологичных аспектов образовательной деятельности, нужно так и сделать. Никто не заменит живое человеческое слово, наше учительское слово, писательское слово на встрече с учениками, слово критика, которого уже нет в этом мире. Ничто не может заменить слово, ведь ИКТ-технологии - это только средства улучшения процессов учебного олимпиадного образования. В этом надо отдавать себе отчет. Например, такие предметы, как русский язык, литература, история должны сохраниться как часть культуры хотя бы в нашем с вами сознании. И для этого надо сделать всё если. Если надо для этого овладеть ИКТ-технологиями, нужно пытаться это сделать.

Что значит овладеть технологией? Нужно знать, как обрабатывать информацию, как ее добывать, уметь понимать экран компьютер, это для нас сейчас самый первый, такой важный шаг. Нужно иметь полное представление о целом процессе использования ИКТ на дистанционных олимпиадах, нужно использовать готовые уроки и методики, размещенные на централизованных образовательных ресурсах. Помимо всего этого нужно самостоятельно создавать образовательные ресурсы, потому что у каждого из нас имеет свой контингент обучающихся, у нас твой взгляд и аспекты взгляда на учебный процесс. Сначала надо научиться делать презентации, потому что презентации - это один из простейших ресурсов , но с очень мощным дидактическим компонентом потенциалов. Пока на сегодняшний день здесь есть то, в чем можно постоянно совершенствоваться. Чуть выше в уровне знаний стоит применение на разных этапах закономерностей ИКТ, мониторинг и контроль, применение их для управление обучением учащихся и введение их в дистанционные олимпиады и конкурсы. а также умение использовать их для научной организации труда. Пространство ИКТ-поддержки должно быть у каждого учителя. Другое дело, это сделать это пространство таким, чтобы самому не задохнуться. На сайте ЮНЕСКО можно найти глобальный документ, который был выпущен в этом году. Он называется «Структура ИКТ-компетентности учителя. Рекомендации». На сегодняшний день преподаватели Москвы уже проходят международную сертификацию. Это ждёт абсолютно всех учителей всех стран. Если мы будем воспринимать это как возможность улучшить учебный процесс, то тогда мы быстрее этим овладеем.

Далее давайте поговорим о концептуальной схеме дистанционных олимпиад по всем школьным предметам. По ним работает весь мир. Концептуальной схемы это несколько иной подход к олимпиадам, чем просто задания и варианты ответов. Здесь есть идея в центре, идеи взаимодействия на гуманитарной схеме современного урока, есть возможности мозговой реализации этой идеи. То есть концептуальная схема в принципе решают некоторую задачу на именно концептуальном уровне. Если, допустим, мы захотим с вами осмыслить идею преподавания отдельного предмета и деятельность ребёнка, то сразу следует уяснить, что это не просто рабочая схема. Это совершенно другой подход.

Чем же принципиально отличаются концептуальные задания, включенные в дистанционные олимпиады, от тех заданий, которые требует образовательный стандарт? Представьте себе учебную ситуацию. У нас есть дидактические единицы и учебная ситуация. Принципиальное отличие заключается в том, что ситуация провоцирует детей на диалог, на обсуждение, на принятие совместного решения. Учебные же задания в большей степени директивны. Давайте возьмём знакомые или почти похожие на учебную ситуацию примеры и доведем их до соответствия стандарту. Нужно для начала встать в позицию ученика, стать художниками оформителями, которым нужно сделать оформление зала для серии творческих вечеров. Ученика начинают что-то готовить, потом представляют свои решения, они обсуждаются и так далее. Стандарт же требует обосновать свою концепцию оформления зала. Это уже задание на порядок выше. Но стандарт далее требует составьте список источников информации, потому что тогда мы знаем, как они работали, где они искали информацию, какими источниками пользовались, они могут дать аннотацию этих источников в ракурсе своих задач. Это их развивает, это провоцирует их на очередной виток самостоятельной деятельности. Далее нужно подготовить буклет, презентацию или видео для защиты на конкурсе проектов. Мы с вами таким образом работаем, что ребенок должен всё больше и больше подвигаться к той самой самостоятельной деятельности, для того, чтобы взять на себя ответственность за процесс обучения. Затем происходит оценка задания на самостоятельной основе в соответствии с критериями олимпиадного стандарта. Критерии можно задавать также самостоятельно.

Таким образом, простая традиционная задача перерастает в этом случае в проект. Это может быть учебный проект, это может быть проект по итоговой теме, изучаемой в школе. Можем даже расширить границы в профильных классах. И самое главное, что мы любим эту тему, и не готовы отдать не её изучение большее внимание и количество классных часов.

Говоря о системном подходе в ключе дистанционных олимпиад по любому другому предмету, нельзя обойти проблему построения олимпиадных вопросов и заданий. Блок вопросов и заданий олимпиад - это фрагменты той образовательной информации, которая дается на профильном уровне обучения для осмысления школьников. Внутри блока  есть разные ранжированные вопросы, которые позволяют поэтапно осмыслить тему на уровне репродуктивном и чуть шире репродуктивного. В некоторых пособиях для подготовки к олимпиадам также приводится сопоставительная таблица, которая дает возможность на основе статьи систематизировать материал самостоятельно. Есть вопросы более сложные, они не вписываются в саму образовательную программу.

Нужно понимать, что участвую во всероссийских дистанционных олимпиадах Приращение личностного смысла, идентификация себя как представителя как гражданина России, как человека читающего. На олимпиадах встречаются как литературоведческого аспекты и вопросы, вопросы историко-литературного плана, так и вопросы технического плана. Очень важными являются вопросы осмысление личностных ценностей. Вопросы по-прежнему сопровождают ученика на малом пространстве текста. Упор делается выделение нестандартных тем, помогают осмыслить и приближают осмысление содержания учебников обычной школьной программы в фрагментарном режиме, не с выборочной точки зрения, а с точки зрения подачи материала. Участники дистанционных олимпиад приближаются к тому способу восприятия материала, который формируется сейчас у нынешних детей уже с детства с детства. Ведь сейчас дети рождаются уже с кнопочным эффектом и рефлексом, они очень быстро ориентируются зрительно в компьютерах.

В конце цикла статей о системном подходе к проведению и подготовке олимпиад следует напомнить, что методическая концепция дистанционного образования цепляется к конкретной деятельности, к социальному критицизму и экзистенциальной проблематике. Эти понятия постепенно раскрываются в соответствии с этой методикой, поэтому они выведены на отдельный профильный уровень. В связи с этим проведение дистанционных олимпиад может намного улучшить общую картину успеваемости и выделить тех учащихся, которые по-настоящему усердно трудятся и готовы совершенствовать и только улучшать свои учебные навыки.

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 1)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 2)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 3)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 4)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 5)