Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 4)


В текущей статье мы постараемся охватить дополнительные качественные аспекты методической концепции дистанционных олимпиад, применяющихся учителями в учебной деятельности и подготовке учащихся к различным конкурсам и олимпиадам.

Данные дополнительные аспекты являются необязательными, но их очень рекомендуют использовать все специалисты, кто хотя бы раз притронулся к изучению этой темы. Какие аспекты методических учебников и олимпиад нас могут с вами могут заинтересовать? Развитие читательской культуры в контекстуальных поле мировой культуры и диалога искусств. Это обеспечивается, прежде всего, системой вопросов и заданий. На примере дистанционных олимпиад по английскому языку и литературе это хорошо видно. Человек культуры не может формироваться и сформировать себя сам, если он находится вне исторического и литературного поля. Поэтому, конечно, историко-культурный комментарий, литературные аналогии и всё подобное уже есть в учебниках. Также есть взаимовлияние в литературном творчестве заимствования авторов. Такое заимствование авторов в большей степени представлена как профильный компонент. Это довольно сложно, ведь тут проводится аналогия с зарубежной литературой, с литературой других народов России. Такой трудоёмкий компонент рассчитан на более углубленное изучение литературы. Контекстуальное поле еще организована и темами семинаров, выходящий за пределы базовой программы и базовых дистанционных конкурсов. исследовательскими и иногда проектными заданиями. Проекты, в свою очередь, бывают совершенно различной сложности, в связи с чем, их следует не воспринимать как проекты для учеников базового уровня, претендующих на начальный уровень литературного образования.

Также важным аспектом можно считать работу с сайтами литературных музеев. Сайты литературных музеев - это то, что доступно всем, кто имеет интернет. В каждом регионе есть замечательные свои литературные музеи, которые полноценно надо использовать. Мы надеемся, что введение компонента работы с сайтами литературных музеев сподвергнет и работу по литературному краеведению, как одному из направлений формирования культурного читателя. Если нас интересуют писатель, мы априори хотим открыть его книгу, то есть уже есть мотивация читателя через личность самого писателя.

Через базовые компоненты методического аппарата учебников и дистанционных олимпиад мы переходим к структуре методического аппарата этих олимпиад и конкурсов. Базовым компонентом методического аппарата являются задания и вопросы олимпиад. Всегда вопросы и задания стараются быть ранжированы по степени и по уровню сложности. По степень сложности выделяют простые, усложненные и сложные задания.  По уровню сложности отличаются базовые и профильные задания. Еще они бывают распределены по месту в учебном пространстве. Мы с вами привыкли к таким олимпиадам по предметам школьной программы, которые даются детям только после изучения определенного блока материала. Ученые методисты выяснили, что намного эффективней переходить от такого видения методического блока, и изменить его принципиально, то есть приблизить к педагогической практике. Ведь мы изучаем фрагменты статей, мы с вами читаем и комментируем часто художественные произведения, мы фрагментарно изучаем литературно-критические статьи, поэтому есть методический смысл в том, чтобы дифференцировать вопросы по месту в учебных олимпиадах и образовательных планах. Есть и простые вопросы сильного репродуктивного характера, создающие ситуацию успешности от вопроса репродуктивного характера к вопросу повышенного уровня сложности, для ответа на который можно привлечь свой личный читательский опыт. По целевым задачам также можно различать вопросы олимпиад. Выделяют обобщающие и частные вопросы.

В целом общая картина выглядит примерно так. Конечно, мы не гарантируем, что мы охватили весь методический аппарат подготовки на дистанционные олимпиады, Совершенно точно остались не охваченными лабораторные работы, учебные статьи, написанные литературоведами и критиками, есть литературная критика, которая вынесена в десятом и в одиннадцатом классе в отдельный блок. Вы знаете, что условие олимпиадного стандарта требует, чтобы ученик овладевал этим компонентом образования в том числе. Есть вопросы и задания, есть лабораторные работы, где ученик вместе с вами пошагово выполняя, пошагово решая учебную задачу, может увидеть, как формируется способ деятельности. Вот, чем отличается принципиальная лабораторная работа или практикум. В отдельных случаях в учебниках представлены и практикумы. Вообще в данной статье мы постарались охватить все возможные формы представления читательского опыта и максимально дающие возможность спровоцировать ученика на читательскую деятельность. Помимо семинаров, в подготовительной работе используются семинары, сочинение. Сочинения проходят у учеников общим блоком как речевое высказывание. Мы не ранжируем его блоки по сложности или по типу, оно является общепринятым общим названием письменного высказывания ученика.

В любой ситуации должна вырисовываться перспектива. Такой перспективой можно назвать использование в подготовке к олимпиадам новых учебников, дисков с интерактивными заданиями и самостоятельные исследования олимпиады с работой над ошибками. В этом направлении мы будем двигаться, насколько общественная ситуация в стране будет способствовать. Исследования дистанционных олимпиад касаются исключительно профильного уровня, потому что принципиально проект от исследования отличается тем, что проект имеет социальную направленность, проект имеет конкретный продукт, значимый для ученика, тот продукт,  который можно увидеть, посмотреть, представить. В проекте ребенок, как правило, включается в разные виды деятельности. Он может быть межпредметным и не только. А исследование олимпиады - это уже работа ученика совершенно другого порядка. В исследовании ученика должен овладеть элементами исследовательской процедуры. Именно поэтому исследовательский блок рассчитан, все таки, на профильный уровень образования ученика по предмету.

Литературная дискуссия и различные олимпиадные термины будут представлены всегда в методической концепции, также как и темы и термины. В методических материалах они обычно вынесены в отдельную, жирным шрифтом выделенную строку, потому что учебник всегда намного шире той терминологии, которую требуется освоить ученику. К каждой главе для простоты понимания обязательно должен быть приложен список литература для самостоятельного изучения. Список литература осваивают только самые любознательные, прежде всего она рассчитана на профильный уровень литературного образования.

Заключительным базовым компонентом методического аппарата подготовки к всероссийским дистанционным олимпиадам можно считать интернет-ресурсы. Это не просто ресурсы, перечисленные ссылками в конце заданий. Почему этот компонент содержательного образования обязательно используется в наше время? Почему он вошёл структура методического аппарата учебников и олимпиад не только в качестве содержательного компонента? Потому что и учитель, и ученик должны владеть различными ИКТ технологиями.  Поэтому в учебники включена работа интерактивными программными продуктами, которые тоже входят в понятие интернет-ресурсов. Этот компонент рассредоточен по учебнику и в конце даются необходимые ссылки.

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 1)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 2)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 3)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 4)

Системно-деятельностный подход к проведению дистанционных олимпиад (Часть 5)