Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 4)


Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 1)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 2)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 3)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 4)

При обучении математике детей дошкольного возраста самым главным принципом является необходимость сформировать в детях и раскрыть интерес к предмету. Давать положительные эмоции в процессе обучения, заложить основу и не потерять ее по дороге к начальной школе.

Задания для олимпиады по математике с объемными фигурами включают белые геометрические тела. Здесь присутствует и работа с цветом, и умение отличить плоскость от объёма. Здесь есть возможность у воспитателя в практической деятельности посмотреть как можно отличить фигуры, и воспитатели вовремя могут заметить, если ребёнок испытывает какую-то трудность и помочь ему найти отличительные признаки. Здесь можно поработать и заметить вовремя ребят, которые испытывают затруднения в отличие плоских и объемных фигур.

Апофеозом всех задач дошкольного процесса обучения математике являются задачи на симметрию. Тут раскрывается умении увидеть в симметрии продолжение изображения. Мы изучаем это в первом классе. Здесь тоже очень хорошая возможность поиграть с ребятами. Что нам здесь пригодится? Конечно, зеркало. Это бесценный подручный материал, который даст уникальную возможность ребенку через игру визуализировать его при помощи зеркала, даёт возможность ребятам дорисовать эту фигуру, раскрасить. Всегда есть возможность для творчества, всегда есть возможность для построения набора каких-то маленьких заданий.

Авторы учебников для олимпиад по математике и дошкольных образовательных учреждений всегда дают возможность ребятам пофантазировать, всегда дает возможность вместе с ребятами найти какие-то интересные стороны математики. Учебниками развивается умение работать по правилу, по инструкции или алгоритму. Произвольное внимание, произвольное поведение в этом возрасте - это действительно очень большое достижение работников системы дошкольного образование. Многие очень благодарны  коллегам, потому что дети, которые прошли детский сад, у которых сформировано произвольное внимание, произвольное поведение, являются таковыми только благодаря правильно построенной системе дошкольной подготовки к олимпиадам по математике. Это неоценимая помощь и неоценимый труд, который делается работниками дошкольного образования.

Как в математике мы можем с одной стороны формировать эту произвольность, умение выполнять алгоритмы, правила, инструкцию, а с другой стороны, знакомиться с математикой? Задание «дорисуй узор» создано именно для этого. Дорисовать его можно только по определенному правилу, по определённой последовательности, выполняя одну операцию за другой. В виде такой практической работы, в виде игры,  мы знакомим дошкольников с умением правильно следовать инструкции, выполнять по определенному правилу. Мысли, которая, безусловно, должна остаться в голове у ребят, если я действую по определенному алгоритму, по определенному правилу, соблюдаю инструкцию, я получаю результат, на который я рассчитываю.

Чуть позже в возрасте четырех-пяти лет ребятам можно начинать вводить задания для работы с моделями, когда у него появляется возможность отойти от конкретных предметов. Для начальной школы это очень принципиальный момент, потому что очень многие вещи в начальной школы в школе завязаны именно на операции моделирования и многие вещи ребятам гораздо понятнее становятся, если они выполняются через операцию моделирование. Более продуктивно и методические вернее будет, если мы это задание разыграем в виде живых моделей в практической дидактической игре, когда мы предложим ребятам маски каких-то животных и модели этих животных. Важно через эти задания научить ребят действовать по правилу, по определенному действию, по определенной системе. Появляются первые зачатки информатики, алгоритмики. Ребята в этом возрасте не могут в силу возраста удержать этапы алгоритма, несколько шагов алгоритма им сложно запомнить. А такая опора на схему позволяет ребятам каждый раз, приступая к раскрашиванию следующего узора или картинки, прослеживать путь и правильно определять цвет карандаша.

Далее используются знаково-символические средства. Это умение ребенка работать при помощи знаков и символов. В начальной школе умение ребенка переводить конкретные предметы в знаково-символическая система - это фактически открытая дверь в математику. Важно это начать делать до школы, причём то не так сложно, потому что ребята в этом возрасте очень легко подменяют одну понятия другим и очень быстро перекладывают модели, они очень быстро ориентируется. В начальной школе очень многие вещи завязаны на знаково-символические средства.

Текстовые задачи - это очень большая проблема для учителя начальной школы. Не стоит задача перед дошкольниками научить ребенка решать текстовую задачу. Это работа начальной школы. Нас с вами больше в этой части интересует развитие устной математической речи, умение ребенка по рисунку, по заданному сюжету составить небольшой, простой и буквально из одного, двух, трех предложений текст задачи и затем при помощи пересчета попытаться решить эту задачу.

Комбинаторика - это умение перебирать. Комбинаторика и для начальной школы является темой очень сложной. Через практическое решение комбинаторных задач мы учим ребенка выполнять задание по определенному правилу. Мы учим его делать перебор не хаотично, а по правилу. Нужно делать это перебор по определенному правилу, если мы научимся это делать, мы сможем не запутаться. Это первые шаги, это первое знакомство ребят с методом перебора, причём перебора по определённому правилу.

В завершении цикла статей о дошкольном образовании мы приведем цитату великого человека педагога Василия Сухомлинского: «Умение дать ребенку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога». Он высказал очень правильную мысль. Сегодня в потоке и желании научить ребенка, а порой и целую группу детей, всему и сразу, мы упускаем одну очень важную вещь, мы слишком становимся торопливыми и не даём возможность ребятам дошкольникам, ученикам начальной школы, просто остановиться на несколько секунд и подумать. Это очень важно не подгонять ребёнка, не пытаться форсировать какие-то события, не пытаться научить всему и сразу, а дать возможность ребенку разобраться в ситуации, войти в это задание, осмыслить его и, поняв, приступить к его выполнению.