Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 3)


Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 1)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 2)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 3)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 4)

В первых двух частях данного цикла статей о дошкольном образовании мы затронули примеры развивающих задач, которые встречаются в учебниках для дошкольников. Апофеозом среди таких задач на ориентирование ребенка в пространстве фактически является задача с заселением и зажиганием огней в многоквартирном доме. Безусловно, ребята уже видели здания, к шести-семи годам они неплохо ориентируются, они видят окошки и им предлагается эти окошки разукрасить. Да сделать это нужно будет не хаотично, а по определенному правилу, используя координатные данные. Каждое окно имеет свой адрес, и ребята, опираясь на этот адрес, вместе с воспитателем аккуратно эти окна зажигают. Выполнить это задание возможно только при одном случае, если до этого была проделана серьёзная работа по пространственному ориентированию. Когда ребенок понимает, что говорит воспитатель, выше, ниже, право, лево, столбик, строчка и так далее. Выполнять это задание возможно только с ребенком, который перед этим проделал вместе с нами очень серьёзный путь по изучению математики в пространственном ориентировании.

Следующий вид заданий – это задания на виды объектов. В них развивается умение абстрагироваться, умение увидеть предмет в зависимости от того, как мы хотим на него посмотреть – сверху, снизу, справа, слева и так далее. Мы даем возможность ребенку представить, как будет выглядеть предмет, если мы на него взглянем с какой-то точки.

Существует и другой тип заданий для раскрашивания, которые дают нам возможность увидеть, насколько ребенок ориентируется, с одной стороны, в порядке, в алгоритме выполнения задания, потому что под картинкой изображен алгоритм раскрашивания, с другой стороны, умение ребёнка понять, как это будет выглядеть. Развивается умение правильно раскрасить этот рисунок по заданному алгоритму. Это сложное задание и всегда оно вызывает восхищение. Сами воспитатели ловят себя на мысли, что даже взрослый человек иногда испытывает определенный ступор и затруднение. С другой стороны, наблюдая за детьми, которые выполняют это задание в группе, порой ловишь себя, что ребята гораздо свободнее чувствуют себя при выполнении т этого задания, потому что они ориентируются гораздо быстрее, чем взрослые люди.

Очередным разделом или типом задач в учебниках для дошкольников являются задачи на тему «Счет. Число. Цифра». Вообще, любой тип заданий для олимпиады по математике подходит для изучения тем для дошкольников, если правильно расставлены некие акценты, если учитель понимает, с чего начать, и во что всё это потом выльется. Все будет хорошо, если правильно соблюдается методический конструктор, если правильно выстраивать с точки зрения методики эту работу и делать это с удовольствием. Задачи на счет обычно вводятся в возрасте три-четыре года, когда ребята, как правило, ещё пока не имеют понятия счёта, они ещё не так хорошо, может быть, ориентируются в счёте. Открывается умение отличить «один» от «много». Это задания, которые опять же требуют практического действия, не углубляясь пока в пересчет, не вдаваясь какую-то конкретику и теорию относительно чисел. Хотелось бы предостеречь коллег воспитателей относительно того, что здесь очень важно не форсировать события. Нет большой необходимости учить в этом возрасте ребёнка пересчету, не надо опережать некие вещи, для того чтобы не мешать в голове у ребенка какие-то понятия. Ещё одно задание, в котором автор дает детям открыто проверить пальчиками, где сколько кружков. Здесь уже предлагается ребенку именно пересчитать. Здесь через сенсорные ощущения, через возможность ребенку пальчиками пересчитать фишки, проверить, сколько кружочков, появляется логическое следствие той работы, которую мы проделали перед этим. Если не форсировать процесс обучения дошкольника, то всё поэтапно укладывается в единую строчку, всё выстраивается в едином ключе. Главное, чтобы преподаватели понимали методические подходы и правильно действовали в любой ситуации.

Задание «Нарисуй гномику по три пуговицы». Это задание-маркер, которое позволяет воспитателю увидеть, на каком уровне развития находятся ребята. Казалось бы, незатейливая задача, нарисовать по три пуговицы на курточке. Но где люфт? Где возможность для творчества. Где возможность воспитателю дать ребятам проявить собственное видение решения этой учебной задачи. Ограничения, которое даются в данном задании - это только три пуговицы. А вот где они разместят эти пуговицы? Вертикально, горизонтально, перпендикулярно, может быть, одна пуговица будет на рукаве, другая на рукаве, а третья посередине. Какого цвета будут эти пуговицы, какой формы будут эти пуговицы. Здесь есть возможность для проявления собственного творческого подхода. Пуговицы могут быть расположены как угодно. Может быть и вариант когда изображены только 2 пуговицы, а одна из них подразумевается сзади. Важно понять, что в данном олимпиадном задании ребёнок объясняет свои действия, он может объяснить, что этих пуговиц действительно три. Почему мы даем ребенку немножечко пошалить, немножечко пофантазировать. Идея только одна - нам очень важно привить любовь и интерес к математике. Нам очень важно не отпугнуть ребенка в этом возрасте от математики. Нам очень важно, чтобы ребенок понимал, что проявляя какое-то свое творчество, на котором безусловно имеет право, объяснив его с точки зрения математики, он окажется прав. Поэтому вот в этом возрасте 3-4 года творческий подход к выполнению математических олимпиадных заданий очень важен.

Следующий уровень олимпиадных заданий по математике – это задания типа «объединение по группам». Здесь ребятам дается возможность, опираясь на счёт, который они уже изучили, которым они уже владеют на элементарном уровне, объединять предметы в группы по заданному в данном случае алгоритму. Обратите внимание, что автор играет с цветом, играет с количеством. Это сделано специально для того, чтобы у ребят была возможность здесь именно научиться выполнять задания, выполнять этот алгоритм. На этом возрасте не важно какого они цвета, в данном случае не важно, какого они размера. Главное, чтобы их было по три в группе. Это и есть умение ребёнка отсечь лишние данные, которые он видит (цвет и размер) и исключительно сконцентрироваться на количестве. Данные задания для олимпиады по математике являются важными ступеньками к изучению курса математики, такие серьезные глубокие задания позволяют ребятам в виде игры, в виде такого интересного задания далеко шагнуть в курс математики.

В любой книге для подготовке к школе или олимпиадам по математике видно четкое содержание, которые выстроено таким образом, чтобы воспитатель видел прогресс учеников, видел развитие и динамику. Во многих заданиях по математике мы не концентрируем серьезное внимание на составе числа, ведь задачей дошкольного курса математики не научить математике, задача подготовить к изучению математики, задача влюбить в математику, сделать ее самым интересным и самым любимым предметом для изучения в школе.
Геометрия - это ещё один раздел, который имеет колоссальное значение для подготовки дошкольников.  Многие обращали внимание на то, что ребята, которые приходят в седьмой класс и начинают изучать алгебру и геометрию, имеют зачастую традиционно неплохо дела с алгеброй, и гораздо хуже дела обстоят в этом случае с геометрией. Почему? Геометрия - это абстракция, это умение ребёнка представить какие-то геометрические фигуры тела в пространстве, умение их визуализировать, умение их изобразить на бумаге и так далее. Это становится серьёзной преградой в изучение только потому, что где-то на уровне дошколки или началки преподаватели недосмотрели или, может быть, немножко недоработали с ребятами в этом возрасте в части изучения геометрического материала. У дошкольников геометрия начинается со знакомства с простейшими геометрическими фигурами.

Если мы с вами задумаемся на секунду, а что такое точка, прямая, квадрат или круг, мы придем к абсолютному пониманию того, что это абстрактные фигуры, их не существует в природе. Всё что мы можем привести в пример - это лишь модели этих геометрических фигур. Поэтому отсутствие возможности ребенка в живую увидеть геометрическую фигуру так, как он может увидеть яблоко или грушу, становится причиной того, что ребята с геометрическим материалом не очень хорошо разбираются.

В этом случае безусловная поддержка - это опора на модели, опора на практические занятия, где мы даем возможность ребятам эти геометрические фигуры пощупать, увидеть, сделать всё для того, чтобы ребята понимали, почему это треугольник, из чего он состоит. Чем отличается круг от треугольника? Чем отличается четырехугольник и треугольник? Это есть вещи, которые помогают ребёнку потом всё это перенести уже в курс математики. Задача дошкольного образования как раз и заключается в том, чтобы научить ребенка видеть эту геометрическую фигуру, научить отличать одну фигуру от другой и научиться оперировать этими фигурами. Всё остальное сделает учитель начальных классов, он научит высчитывать и периметр, и площадь каких-то фигур, то есть дальше будет всё замечательно, если на уровне дошкольников мы сможем научить ребенка ориентироваться в геометрическом материале.

Хорошее задание для изучения такого рода вопросов включает в себя задание разложить геометрические фигурки в луночки в коробочке. Мы даем возможность ребёнку увидеть, какая фигура куда будет отнесена, и почему, допустим, синий квадрат никак не может попасть в лунку с красным треугольником. Это задание, которое возможность воспитателю увидеть, насколько ребёнок в этом неплохо ориентируется.

При изучении геометрических фигур дошкольниками применяются задания по математике с опорой на реальную жизнь для того, чтобы ребёнок, оглядываясь, мог увидеть, где в реальной жизни нас фактически сопровождает геометрия. Где, взглянув вокруг себя, я увижу модели геометрических фигур. Очень важно научить ребенка наблюдать, замечать такие вещи, обращать внимание на какие-то вещи, для того, чтобы потом сделать какой-то нужный вывод. Мы вот просим ребенка быть внимательным, наблюдать за тем, что он выполняет. Важно умение ребенка сконцентрироваться на каком-то задании, на каком-то признаке, поскольку на уровне начальной школы действует адаптационный период, в котором очень много заданий именно на цвет, форму, размер и умение ребенка классифицировать.
Хорошим трамплином в математику, в геометрический материал является задание на умение по заданному признаку выделить какую-то фигуру. Например «Зачеркни лишнюю фигуру». В данном случае мы даём возможность ребёнку определить, по какому признаку она будет лишней, порассуждать вместе с ребятами, увидеть какой признак здесь будет существенным для выполнения этого задания.

В возрасте пяти-шести лет ребятам могут быть даны и более сложные задания. Это уже практическая работа, практическая геометрия. Вместе с ребятами мы проводим здесь линии, делим фигуру, проводим какие-то операции практического характера с геометрическим материалом. Это очень важно, потому что на уровне начальной школы, действительно, важно, чтобы ребенок умел обращаться с геометрическими инструментами, линейкой, карандашом, для того, чтобы он понимал, как ими пользоваться на простейшем уровне для того, чтобы наши дошкольники были и в этой части неплохо вооружены. Здесь тренируется практическое умение ребёнка изображать какую-то геометрическую фигуру. Мы опять не уходим в какую-то конкретику, не важно сколько именно сантиметров должен быть отрезок, это вопрос к начальной школе, но важно, что ребёнок может построить этот отрезок, он может его увидеть, он может сказать, что вот это правильное изображение, а это неправильное. Это очень хорошая подготовка к изучению курса математики в начальной школе, в результате которой стоит желание не загрузить ребенка каким-то набором знаний, а дать ребёнку какие-то практические представлений и умение ориентироваться в геометрическом материале.