Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 1)


Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 1)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 2)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 3)

Дошкольное образование как слагаемое успешности каждого ребенка (Часть 4)

Круг вопросов, касающихся дошкольного образования в России достаточно широкий. Сегодня коренным образом изменилась ситуация с образованием в нашей стране, и продолжать заниматься с детьми, организовывать занятия, обучать детей в рамках образовательной деятельности, которая предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, так, как это было раньше, буквально лет десять-пятнадцать назад, уже совершенно невозможно.  Есть хорошие слова Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы просто украдем у детей завтра…»

Соответственно очень важно понимать, как именно выстроить работу с детьми дошкольного возраста по подготовке и изучению курса математики. Важно выстроить своеобразный мостик от дошкольного образования к начальному, для того чтобы мы понимали, как важно заниматься с детьми младшего школьного возраста подготовкой к изучению математики именно на уровне дошкольной образовательной организации.

Всё что мы сегодня делаем в рамках системы образования на территории Российской Федерации абсолютно точно должно укладываться в нормативно-правовые аспекты. Если посмотреть на концепцию развития образования до двадцатого года, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации, то одна из задач, которая была поставлена – это формирование степени готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания. Именно это мысль сегодня вызывает большое количество споров среди учителей и педагогов, беспокоит именно готовность ребенка к самостоятельному добыванию знаний и применению знаний. В этой части безусловно большая доля ответственности лежит именно на системе дошкольного образования, которое призвано подготовить ребенка к школе. Не стоит задача научить считать, научить решать текстовые задачи, а именно стоит задача подготовить ребёнка для того, чтобы он максимально был способен самостоятельно выполнять некий набор учебных действий, самостоятельно был готов выполнять какие-то операции несложные, которые позволяют ему вместе с учителем уже начальной школы на ступени начального общего образования выстраивать собственную учебную деятельность. Ещё один документ, на который хотелось бы обратить внимание - это концепция развития математического образования, которая также утверждена правительством Российской Федерации, и здесь нужно обратить внимание на две мысли. Во-первых, стоит обратить внимание на наличие предметно-пространственной среды и информационной среды для учащихся. Во-вторых стоит обратить внимание на развитие математической активности, на развитие логики построения алгоритмов, игровые среды и т.д.

«Нет неспособных к математике детей». Вопрос стоит только в том, насколько каждый из ребят способен к изучению курса математики. Не секрет, что именно с уровня начального общего образования у ребят возникают серьезные проблемы с изучением математики. Далеко не секрет также, что на сегодняшний день многие родители предъявляют некий социальный заказ дошкольным образовательным организациям в части подготовки детей к школе. Часто мы слышим от родителей просьбу о том чтобы ребёнка, начиная с школьного возраста научили читать, писать, считать, решать несложные текстовые задачи, и, к сожалению, эти учреждения часто идут на поводу у родителей и делают серьезную ошибку именно в части того, что готовность мы понимаем как набор неких знаний, неких навыков и умений, которыми ребёнок должен быть вооружён при переходе от дошкольного уровня к уровню начального образования. Истина лежит именно здесь. Готовность ребенка к школе нужно понимать как готовность научиться и математике, и русскому языку, и умению читать.

Что же нужно сегодня делать с детьми на уровне дошкольного образования? Как сегодня возможно воспитателю продуктивно выстроить работу по изучению курса математики? Какие приемы, методы, формы, средства, технологии и, самое главное, какое содержание методических материалов мы можем сегодня предложить дошкольникам для успешной работы по направлению изучения курса математики от дошкольного уровня к уровню начальной школы.

Если мы говорим о математической грамотности сегодня, то есть структура, которую можно рассмотреть с точки зрения начальной школы. Это нужно для того, чтобы работники дошкольного образования понимали, что учителя начальной школы сегодня вкладывают в понятие математической грамотности. Здесь очень важно соблюсти некий алгоритм, некое правильное построение логики в части математической грамотности. Тогда изучение курса математики становится совершенно понятным.

Первое, на что начальная школа, безусловно, опирается - это на наглядность. И здесь на помощь учителю начальной школы, безусловно, приходят технологии моделирования, когда с ребятами мы работаем с неким модельным рядом, с объектами для того, чтобы сформировать у них зачатки и навыки абстрактного мышления. Мы знаем, что уровень дошкольного образования, уровень дошкольника - это наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. Поэтому на уровне начальной школы наглядность - это первое, что присутствует на уроках математики для того, чтобы ребенку было понятно, что он делает, и любая операция, любое арифметическое действие, которое выполняет ребенок, оно должна быть осознанным. Если ребенок понимает и осознаёт сущностный смысл какой-то математической операции, то появляется возможность логический выстраивать какие-то действия, появляется логическое мышление. Поэтому на уровне начальной школы всё очень взаимосвязано и выстроено.

Второе - это освоение неких базовых алгоритмов, порядок действий, порядок выполнения каких-то операций. Существуют и примеры заданий, которые помогут воспитателям дошкольного учреждения в период адаптации.

Рассмотрим период адаптации. Если посмотреть на него с точки зрения того, как это происходит в начальной школе, для того чтобы работники дошкольных организаций понимали, что происходит, то видно, что материалы учебника, которые заложены изначально, имею некую степень самостоятельности при выполнении заданий. Период адаптации, в зависимости от объективных и субъективных моментов, которые касаются конкретного ребенка, может растянуться от двух-трех недель до полугода, в зависимости от того, какой ребенок перед нами. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок, который находится в дошкольной образовательной организации, обрел самостоятельность. Именно ту степень самостоятельности, готовности к тому, чтобы начать выполнять какие-то простейшие операции, начать наблюдать, начать сравнивать, начать упорядочивать, начать классифицировать, выполнять какие простейшие операции, которые ему уже доступны даже на уровне дошкольного уровня, для того, чтобы учитель начальных классов, получив от нас с вами этого ребёнка, смог выстроить свою работу дальше. Чтобы учитель смог выстраивать работу вместе с младшим школьником в изучении начального курса математики. В части готовности ребенка к школе, безусловно, на первом месте, наверное, стоит всё-таки уровень и степень самостоятельности младших школьников, которых мы получаем с уровня дошкольного учреждения.

Если посмотреть на то, что происходит непосредственно с математикой, то необходимо обратить внимание на очень важный момент. Когда у ребёнка есть возможность на уровне дошкольного учреждения выстроить свое пространственное представление. Очень важно сконцентрироваться внимание ребенка на координации в пространстве, во времени, на понимании последовательности каких-то событий во временном отношении, в пространственном отношении. Это так важно, потому что не очень важные, с точки зрения взрослого человека, абсолютно понятные вещи, как право-лево, близко-далеко, больше-меньше, выше-иже, уже-шире, короче-длиннее и то, что взрослые считают совершенно понятным и не вызывающим никаких вопросов, для ребенка очень часто может составлять серьезную трудность. А это, как мы видим, пространственное представление, пространственное ориентирование ребенка является безусловной базой для обучения и письму, и чтению, и счет, и от того, на каком уровне у ребенка дошкольного возраста будет сформирована координация в пространстве, очень серьёзно потом зависит успех его в обучении в школе. Существуют отдельные разделы математики, которые так или иначе завязаны на пространственном ориентировании. И если дошкольные работники понимают, что это важно и начинают выстраивать свою работу не фрагментарно, а системно, делать это целенаправленно, то мы увидим серьезное продвижение в обучении ребенка и результат.

Почему это так важно именно на уровне дошкольного образования? Все дело в  сензитивном периоде. Своевременность в этой части решает абсолютно всё. Самый продуктивный период для формирования пространственных представлений ребенка - это возраст 5-7 лет. Другими словами, учитель, получая сегодня в первый класс малыша шести с половиной – семи лет, фактически садится в последний вагон уходящего поезда. У учителя начальной школы, к сожалению, не так много времени на то, чтобы устранить какие-то недостатки в понимании пространства и пространственных представлений у ребенка младшего школьного возраста.

Гораздо продуктивнее и методически правильно сделать это именно в возрасте 5-7 лет, когда результат гарантирован. Наверняка будут успешны эти результаты в возрасте именно 5-7 лет. В 9 лет результаты будут вызывать серьезные сомнения. То есть к концу начальной школы формировать пространственное мышление безусловно можно и нужно, учителя начальной школы это и делают, но результат не будет таким ярким, он не будет таким серьезным и продуктивным. В 12 лет эти усилия практически оказываются бесплодными, бесполезными, потому что к этому времени уже у ребенка фактически упущен сензитивный период, и начинать эту работу так поздно совершенно неправильно. поэтому

Математика - не самый, к сожалению любимый предмет у многих ребят по одной простой причине. Они не понимают математику, а соответственно не любят ей заниматься, не видят в этом никакого интереса и очень быстро охладевают к изучению курса математики в начальной школе. Безусловно, все будет по-другому, если мы сможем выстроить мостик преемственности и сформулировать некий алгоритм работы воспитателя и учителя начальной школы по изучению курса математики от дошкольного возраста к начальному.

На картинке виден курса математики в начальной школе. Это буквально несколько разделов и тем, которые наглядно свидетельствуют о том, как важно ребенку уже в первом классе неплохо ориентироваться в пространстве. Научить ребенка считать фактически, не механически, а осознанно,  считать и понимать, как счёт устроен, и почему за 4 следует 5, а перед 5 идет 4, возможно, только если ребёнок достаточно уверенно ориентируется в пространстве и может отличать, где право, а где лево. Когда учитель дает задание сделать шаг вправо, ребёнок не мечется глазами по числовому ряду, а делает эту операцию осознанно, двигаясь именно туда, куда просит учитель.

Операции сложения и вычитания абсолютно четко увязаны с числовым лучом, абсолютно четко увязаны с движением вправо и влево по числовому ряду. Поэтому здесь очень важно, чтобы у ребенка не вызывало каких-то вопросов и сомнений, куда двигаться, в какую сторону необходимо двигаться пальчиком, передвигаясь или по стрелочке, или перепрыгивая с героями, которые нарисованы в учебнике. Этот момент очень часто учителя начальной школы, к сожалению, не замечают и не видят. Их удивляет, почему ребёнок не может научиться считать. А причина как раз в этом, ребёнок не всегда оперативно ориентируется на числовом ряду, и это вызывает серьезные затруднения в изучении счёта. С разрядным составом чисел ситуация такая же. Здесь ребёнку нужно понимать, где какой разряд написан, справа или слева. Разрядный состав чисел далее переходит в сложение вычитание столбиком многозначных чисел и так далее. Ребята с трудом очень часто выполняют операции со скобками, операции, в примерах которых представлены несколько действий, которые надо упорядочить и вывести определенный алгоритм порядка действий в этом выражении, в письменных алгоритмах.

В текстовых задачах уже в начальной школе встречаются либо предлоги, либо глаголы, которые указывают на какое-то движение в пространстве: ближе-дальше, шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче и так далее. То есть в текстовых задач мы опять сталкиваемся с проблемой, когда ребенок читает задачу, ему необходимо понимать, какую именно операцию произвели, и что же произошло, увеличивать количество или уменьшать, больше стало или меньше каких-то предметов.

Подводя итог первой части, следует обратить внимание именно на создание предметно-пространственной среды дошкольного возраста. Это важно с точки зрения изучения курса математики до школы и является абсолютно принципиальным моментом для воспитателя. Перед педагогом постоянно должны стоять серьезные задачи по формированию именно пространственного мышления ребенка при изучении математики до школы, чтобы правильно расставить акценты вовремя, а именно, когда дети находятся в возрасте 5-7 лет.