Подготовка школьников к олимпиадам по химии (Часть 1)

Подготовка школьников к олимпиадам по химии (Часть 1)

Будущий цикл статей будет посвящен всероссийским олимпиадам по химии. Мы расскажем вам историю создания системы олимпиадного движения, будут рассмотрены основные принципы подготовки школьников и участников, критерии оценки работ, варианты решения базовых заданий и другие аспекты, которые требует от ученика любая всероссийская олимпиада школьников по химии. Также мы сравним между собой олимпиады и такую всеобщую систему оценки знаний учащихся, как единый государственный экзамен по химии. Сразу хочется отметить, что в одной статье сразу очень сложно осветить все грани этой очень серьезной деятельности, но мы поговорим про основные принципы, рассмотрим некоторые примеры, и мы надеемся, что статья окажется для вас полезной.

История олимпиадного движения

Начнем с того, что не только олимпиада по химии, но и все другие предметные мероприятия, проводимые на территории России, являются предметом нашей национальной гордости. Мы первая страна в мире, в которой появились олимпиады. Это было еще до войны. Первые олимпиады по математике и физике были в 1930-е годы. Интересно то, что олимпиады по химии городские не прекращались, например, в Ленинграде во время блокады. За 75 с лишним лет система олимпиад выросла в мировую систему, а в нашей стране – это главное средство поиска одаренных детей, поиска способных детей и возможность для их развития и создание им траектории для поступления в вузы. Хорошо, что государство эту система поддерживает и постоянно развивает. Помимо государственной поддержки стоит выделить также частные инвестиции и такие направления, как всероссийские дистанционные олимпиады «Отличник», проводимые нашей организацией на платной основе для всех желающих.

Мы не будем говорить в целом о всей системе конкурсного движения в России. Просто стоит знать, что есть базовая Всероссийская олимпиада по химии, проводимая Министерством образования и множество других ее вариаций и ответвлений. Есть олимпиады в различных вузах, которые организованы в систему, возглавляемую советом олимпиад школьников. Но это не главная наша тема на сегодня.

Основные преимущества олимпиад по химии

Основные преимущества олимпиад по химии Начнем с того, что олимпиады – это, пожалуй, главное наследие советской системы образования и два основных направления деятельности определяют состояние нынешней системы химического образования - это олимпиады и единый госэкзамен. Это очень мощные предметные, содержательные и административные структуры. Между ними очень много вообще. Олимпиадной системе больше 75 лет, а системе ЕГЭ всего 20, но сама система проведения и подготовки уже создана и важно то, что те и другие результаты школьников учитывается при поступлении в вузы. Их можно назвать различными способами предметной диагностики. Несмотря на то, что они очень разные, по своей сути они дают баллы, они дают льготы не только школьникам, но и учителям.

Поэтому образование развивается параллельно в двух направлениях. Есть ещё очень важное свойство. В обоих видах диагностики проверяется соответствие между тем, что методисты и составители заданий ожидают от детей, и тем, что они на самом деле знают. Таким образом, в настоящее время в российском химическом образовании установилось равновесие между олимпиадами по химии и ЕГЭ. Но это равновесие немного смещено в сторону ЕГЭ.

Чем олимпиада по химии отличается от ЕГЭ?

Несмотря на то, что между олимпиадой по химии и ЕГЭ есть довольно много общего, можно найти также и существенные различия. Самое главное из них это то, что данные мероприятия преследуют совсем разные цены. Олимпиады появились в нашей стране, когда возникла необходимость привлечения детей к науке. Началась это в 30-е годы в результате повсеместного распространения проектной деятельности и увлечение ей. Это увлечение проектной деятельностью, как и многие «хорошие» образовательные течения Запада, пришедшие к нам, привело к падению уровня образования, падение интересов науки. И для того, чтобы этот интерес поддержать, развить, чтобы привлечь одарённых детей к науке, появилась эта система олимпиад. И их цель осталась сейчас той же, как и  было 70 лет назад, когда появилась всероссийская олимпиада. В первую очередь ее цель – это пропаганда науки, научных достижений и выявление одаренных детей. У ЕГЭ цель совсем другая – это аттестация, проверка способности мыслить и отвечать по шаблону.

Почему олимпиады имели такой успех в нашей стране? Потому что российскому человеку свойственно стремление решать проблемы, которые создает ему общество, власть и так далее. Многие западные люди мыслят по шаблону - делать так-то и так-то, и будет успех. У российского человека творческая жилка намного серьезнее развита, и ему гораздо интереснее решать задачу самому, в том числе и по предметам, чем выбирать вариант, кем-то разработанный. В этом есть даже что-то унизительное. Получается, что за вас всё придумали и подготовили, и вам осталось только «поднять лапку» и нажать на одну из кнопок. Теряется ваша индивидуальность, ведь все способы решения за вас уже продуманы. В этом плане система тестирования исключительно ограничена и больше соответствует западному уровню мышления, чем нашему отечественному, поэтому ЕГЭ приживается у нас с таким большим трудом и у многих продолжает вызывать отторжение.

Главным недостатком ЕГЭ скорее всего стоит назвать не то, что он проверяет стандартное умение и умение мыслить по шаблону, а в том, что ограниченное время для изучения важного школьного предмета тратится на достижение результата. Проходят тренировки ЕГЭ, различные ненужные мероприятия. Иногда доходит до абсурда, и появляются такие учебные книги и литература, как «Некоторые вопросы теории вероятности, связанные с заданиями С2 по химии». Это очень сильно отвлекает от реального содержания нашего исключительно интересного и важного предмета.

Вторым важным отличием олимпиады по химии и ЕГЭ является само качество и направленность мероприятия, а также системно-деятельностный подход к их проведению. Если взять хорошую олимпиаду, то она будет по-настоящему творческим соревнованием, это будет праздник мысли, а свободные подходы к решению и разнообразие этих решений не только приветствуется, оно культивируется. На ЕГЭ же - шаг в сторону приравнивается к расстрелу. Если у вас есть какое-нибудь задания части C, там четко прописано, что вы должны делать.

Сильно подготовленные люди могут решить задания в уме, но им приходится записать огромное количество лишней информации в соответствии с теми правилами, которые им предлагаются. Такой способ оценивания совершенно не подходит для людей с творческим мышлением. Может быть, таких людей не очень много, но они обязательно должны быть, иначе общество развиваться не будет!

И наконец, если говорить про привлечение детей к науке химии и к предмету, то единый госэкзамен – это лучший способ учить стремление учащихся заниматься химией. Это наше личное мнение, но стоит отдать должное, в последнее время уровень и качество заданий начинает выправляться и в некоторых аспектах может быть приравнен даже к некоторым заданиям хороших олимпиад по химии.

Больше в данном цикле статей к единому экзамену мы возвращаться не будет, а остановимся непосредственно на вопросах подготовки к всероссийским олимпиадам школьников по химии.


Поделитесь с друзьями или коллегами!


Возможно, вам будут также интересны:

В данной статье мы постараемся с вами вспомнить вопросы и установки на работу, с которыми сталкиваются учителя, преподающие в дошкольных образовательных учреждениях, и рассмотрим всероссийские дистанционные олимпиады по математике "Отличник" в качестве вспомогательного мероприятия для улучшения показателей и правильной оценки обучающихся.

23.10.2019
Профессиональные качества современного учителя

Учителей математики, очень трудно критиковать за незнание некоторой терминологии или изменений законодательства, но все же определенные базовые навыки построения образовательного процесса должны присутствовать.

06.11.2019
Развитие России в олимпиадах по истории

На данный момент существует огромное множество школьных материалов и дистанционных олимпиад по истории России. Все они являются плодами плодотворной научно-педагогической деятельности плодами исследовательского труда многих ученых по различным сюжетам истории России.

07.11.2018


Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев.


Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки