Дорогие читатели нашего портала! Сегодня речь пойдет о нанотехнологиях, их основах, использовании в медицине и тех темах, которые могут встретиться на дистанционных олимпиадах по биологии.
Подготовка школьников к олимпиадам по химии (Часть 1)

Будущий цикл статей будет посвящен всероссийским олимпиадам по химии. Мы расскажем вам историю создания системы олимпиадного движения, будут рассмотрены основные принципы подготовки школьников и участников, критерии оценки работ, варианты решения базовых заданий и другие аспекты, которые требует от ученика любая всероссийская олимпиада школьников по химии. Также мы сравним между собой олимпиады и такую всеобщую систему оценки знаний учащихся, как единый государственный экзамен по химии. Сразу хочется отметить, что в одной статье сразу очень сложно осветить все грани этой очень серьезной деятельности, но мы поговорим про основные принципы, рассмотрим некоторые примеры, и мы надеемся, что статья окажется для вас полезной.
История олимпиадного движения
Начнем с того, что не только олимпиада по химии, но и все другие предметные мероприятия, проводимые на территории России, являются предметом нашей национальной гордости. Мы первая страна в мире, в которой появились олимпиады. Это было еще до войны. Первые олимпиады по математике и физике были в 1930-е годы. Интересно то, что олимпиады по химии городские не прекращались, например, в Ленинграде во время блокады. За 75 с лишним лет система олимпиад выросла в мировую систему, а в нашей стране – это главное средство поиска одаренных детей, поиска способных детей и возможность для их развития и создание им траектории для поступления в вузы. Хорошо, что государство эту система поддерживает и постоянно развивает. Помимо государственной поддержки стоит выделить также частные инвестиции и такие направления, как всероссийские дистанционные олимпиады «Отличник», проводимые нашей организацией на платной основе для всех желающих.
Мы не будем говорить в целом о всей системе конкурсного движения в России. Просто стоит знать, что есть базовая Всероссийская олимпиада по химии, проводимая Министерством образования и множество других ее вариаций и ответвлений. Есть олимпиады в различных вузах, которые организованы в систему, возглавляемую советом олимпиад школьников. Но это не главная наша тема на сегодня.
Основные преимущества олимпиад по химии
Начнем с того, что олимпиады – это, пожалуй, главное наследие советской системы образования и два основных направления деятельности определяют состояние нынешней системы химического образования - это олимпиады и единый госэкзамен. Это очень мощные предметные, содержательные и административные структуры. Между ними очень много вообще. Олимпиадной системе больше 75 лет, а системе ЕГЭ всего 20, но сама система проведения и подготовки уже создана и важно то, что те и другие результаты школьников учитывается при поступлении в вузы. Их можно назвать различными способами предметной диагностики. Несмотря на то, что они очень разные, по своей сути они дают баллы, они дают льготы не только школьникам, но и учителям.
Поэтому образование развивается параллельно в двух направлениях. Есть ещё очень важное свойство. В обоих видах диагностики проверяется соответствие между тем, что методисты и составители заданий ожидают от детей, и тем, что они на самом деле знают. Таким образом, в настоящее время в российском химическом образовании установилось равновесие между олимпиадами по химии и ЕГЭ. Но это равновесие немного смещено в сторону ЕГЭ.
Чем олимпиада по химии отличается от ЕГЭ?
Несмотря на то, что между олимпиадой по химии и ЕГЭ есть довольно много общего, можно найти также и существенные различия. Самое главное из них это то, что данные мероприятия преследуют совсем разные цены. Олимпиады появились в нашей стране, когда возникла необходимость привлечения детей к науке. Началась это в 30-е годы в результате повсеместного распространения проектной деятельности и увлечение ей. Это увлечение проектной деятельностью, как и многие «хорошие» образовательные течения Запада, пришедшие к нам, привело к падению уровня образования, падение интересов науки. И для того, чтобы этот интерес поддержать, развить, чтобы привлечь одарённых детей к науке, появилась эта система олимпиад. И их цель осталась сейчас той же, как и было 70 лет назад, когда появилась всероссийская олимпиада. В первую очередь ее цель – это пропаганда науки, научных достижений и выявление одаренных детей. У ЕГЭ цель совсем другая – это аттестация, проверка способности мыслить и отвечать по шаблону.
Почему олимпиады имели такой успех в нашей стране? Потому что российскому человеку свойственно стремление решать проблемы, которые создает ему общество, власть и так далее. Многие западные люди мыслят по шаблону - делать так-то и так-то, и будет успех. У российского человека творческая жилка намного серьезнее развита, и ему гораздо интереснее решать задачу самому, в том числе и по предметам, чем выбирать вариант, кем-то разработанный. В этом есть даже что-то унизительное. Получается, что за вас всё придумали и подготовили, и вам осталось только «поднять лапку» и нажать на одну из кнопок. Теряется ваша индивидуальность, ведь все способы решения за вас уже продуманы. В этом плане система тестирования исключительно ограничена и больше соответствует западному уровню мышления, чем нашему отечественному, поэтому ЕГЭ приживается у нас с таким большим трудом и у многих продолжает вызывать отторжение.
Главным недостатком ЕГЭ скорее всего стоит назвать не то, что он проверяет стандартное умение и умение мыслить по шаблону, а в том, что ограниченное время для изучения важного школьного предмета тратится на достижение результата. Проходят тренировки ЕГЭ, различные ненужные мероприятия. Иногда доходит до абсурда, и появляются такие учебные книги и литература, как «Некоторые вопросы теории вероятности, связанные с заданиями С2 по химии». Это очень сильно отвлекает от реального содержания нашего исключительно интересного и важного предмета.
Вторым важным отличием олимпиады по химии и ЕГЭ является само качество и направленность мероприятия, а также системно-деятельностный подход к их проведению. Если взять хорошую олимпиаду, то она будет по-настоящему творческим соревнованием, это будет праздник мысли, а свободные подходы к решению и разнообразие этих решений не только приветствуется, оно культивируется. На ЕГЭ же - шаг в сторону приравнивается к расстрелу. Если у вас есть какое-нибудь задания части C, там четко прописано, что вы должны делать.
Сильно подготовленные люди могут решить задания в уме, но им приходится записать огромное количество лишней информации в соответствии с теми правилами, которые им предлагаются. Такой способ оценивания совершенно не подходит для людей с творческим мышлением. Может быть, таких людей не очень много, но они обязательно должны быть, иначе общество развиваться не будет!
И наконец, если говорить про привлечение детей к науке химии и к предмету, то единый госэкзамен – это лучший способ учить стремление учащихся заниматься химией. Это наше личное мнение, но стоит отдать должное, в последнее время уровень и качество заданий начинает выправляться и в некоторых аспектах может быть приравнен даже к некоторым заданиям хороших олимпиад по химии.
Больше в данном цикле статей к единому экзамену мы возвращаться не будет, а остановимся непосредственно на вопросах подготовки к всероссийским олимпиадам школьников по химии.
Поделитесь с друзьями или коллегами!
Возможно, вам будут также интересны:

Развитие творческих способностей, прежде всего - задача родителей. Сегодня существует целый арсенал специальных наборов для различных направлений творческой деятельности детей.

Существует множество способов, которые вы можете использовать, чтобы создать полезное и неповторимое портфолио.
Комментарии
К данному материалу пока нет комментариев.Добавить комментарий