План выступления на олимпиаде по информатике и программированию


План выступления на олимпиаде по информатике и программированию

Как нужно вести себя на олимпиаде по программированию, и какой план нужно выбрать участнику в период подготовки ответа, когда он сидит за компьютером, и в период выступления перед членами жюри и проверяющей комиссии?

Допустим, у вас уже есть начальный хороший набор знаний, который позволяет вам решать задачи на олимпиаде. При этом учтите, что мы рассматриваем индивидуальные этапы соревнований, а не командные испытания.

Распределение времени

Чаще всего олимпиадный этап длится 5 часов. Следовательно, основным направлением подготовки помимо теоретических занятий и прорешивания заданий прошлых этапов, является обязательная тренировка чувства времени.

Учителя должны стараться на своих занятиях обучать ребят понимать уровень сложности задачи в очень короткие сроки, например, даже не приступая к решению.

Часто бывает так, что задача имеет с виду очень просто решение в виде понятного человеку алгоритма, но решение этой задачи и процесс написания непосредственно программного кода и выполнения его на компьютере займет в разы больше времени, чем это казалось изначально. Соответственно, эта программа будет дольше работать, и участник получит за нее меньше баллов.

Выбор сложности заданий

Школьников необходимо обучать профессиональному и рациональному подходу. Важно понимать и оценивать свои силы. Этому очень помогает прорешивание заданий по информатике прошлых лет и обсуждение ключевых моментов со своим тренером. В любом случае основным принципом выбора задач для начала решения олимпиады является принцип «от простых к сложным».

Соответственно, вовремя олимпиады конкурсант изначально берет более простые задачи, те 2 или 3 задачи, которые он уверенно может решить на полный бал. Он это сделает быстро, не раздумывая, так как это уже было обсуждено на этапе подготовки с тренером.

Решив эти три задачи на максимум своих возможностей, он увидит, что у него остается всего один час и есть одна очень сложная задача. В данном случае время учеником было распределено более чем рационально. Он не задумывается долго над ней, а честно понимает, что сможет ее решить только наполовину. Пусть за эту задачу в итоге он получит всего 20 баллов, но это будет в разы лучше, чем начать писать решение, которое он не успеет завершить и не получит в итоге никакого результата.

Также бывают и другие случаи. Например, ученик подходит к олимпиаде по информатике с таким багажом знаний и опыта, что он не можем рассчитывать на получение высокого балла изначально. В данном случае нужно поступать примерно также в плане признания своих сил и уровня знаний. Соответственно ученик выставляет совершенно другу планку результата.

Тогда столкнувшись с проблемами при решении даже простых задач, у него есть возможность перейти к решению другой задачи, недополучив на текущей какое-то количество баллов, но постараться на следующей уже взять 50 и более.

Работа с тренером

Перед началом олимпиады по программированию и информатике тренер с участником  обсуждают стратегию и план решения задач непосредственно на самой олимпиаде, просчитывают варианты развития событий в том или ином случае. Участнику полезно давать наставления, как нужно вести себя в этой или иной ситуации. И поведение это может быть разным в зависимости от самого участника.

Еще раз напомним, что очень важно перед каждой олимпиадой честно оценить свои знания, и уже в связи с этим выстраивать стратегию решения.


Поделитесь с друзьями или коллегами!




Возможно, вам будут также интересны:

Современные всероссийские дистанционные олимпиады по физике включают в себя вопросы из всех возможных тем школьного курса. Одним из таких интересных и ключевых моментов является электромагнитная индукция - безумно сложная и очень интересная вещь.

04.10.2019
Курсы адаптации к дистанционным олимпиадам

Идея возникновения курсов адаптации к дистанционным олимпиадам в учебном заведении вынашивается уже много лет. Их целью является создание условий для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста, которое позволит им в дальнейшем успешно овладевать программой первого образовательного уровня. Подробнее о таких курсах в нашей сегодняшней статье.

18.09.2019
Системно-деятельностный подход к олимпиадам

В данном цикле статей пойдет разговор на тему реализация системно-деятельностного подхода в проведении дистанционных олимпиад по школьным предметам в старших классах и методической концепции учебников для подготовки к этим олимпиадам.

03.09.2019