Перейти к основному содержанию
Древний Китай
  1. Государство Шан-Инь и Царство Чжоу
  2. Империя Цинь
  3. Империя Хань
  4. Конфуций

Государство Шан-Инь и Царство Чжоу

Первые поселения земледельцев появились в долине Хуанхэ еще в пятом тысячелетии до нашей эры. 5000 лет назад это гораздо позже, чем первые поселения, которые появились в Египте или в Двуречье. Причиной этому были климатические условия. Здесь было большое количество дождей, густые леса, которые покрывали большинство площади Китая в древние века. И поэтому, земледельцы не боялись засухи и не спешили строить дамбы, или каким-то еще образом, не старались подчинить себе реку или поселиться в её русле.

Первые легенды о китайских правителях, которые строили дамбы и каналы относятся к двухтысячному году до нашей эры. Города и государства в древнем Китае тоже возникли сравнительно поздно.

В середине второго тысячелетия до нашей эры в среднем течении Хуанхэ появилось государство Шан, по названию господствующего племени. Соседние племена называли его Инь и поэтому, первое государство чаще всего называют Шан-инь. Основным занятием жителей страны было земледелие. Выращивали обычные культуры, которые выращивали в Индии и Междуречье, в Египте. Но было одно особенное занятие земледельцев, которым не занимались в других странах. Земледельцы Шаны выращивали шелковицу. Листья этой шелковицы они скармливали шелковичным червям. Таким образом, появлялись шелковые ткани.

Государство Шан-Инь и Царство Чжоу

В это время особенно было развито ремесло. Высокого уровня достигла керамика. Известный китайский фарфор будет потом славится по всему миру и славится до сих пор. Уже был известен гончарный круг. В это время дома и даже дворцы строились не из камня, а из дерева, потому что вокруг было обилие леса. Денег тогда еще не существовало, поэтому вся торговля была основана на обмене.

Во главе государства стоял правитель Ван. Он руководил военными походами, строительством каналов и дамб, делал жертвоприношения, то есть был верховным жрецом. Все самые ключевые занятия, которые были самыми важными для жителей того времени, как раз-таки и выполнял правитель.

В начале полевых работ Ван традиционно выходил с золотой мотыгой в поле и пропахивал первую борозду. После чего обращался к небесам, чтобы боги дали хорошие климатические условия для того, чтобы урожай вырос. Ван должен был считаться с мнением народного собрания и совета Старейшин, то есть он не правил единолично и самовластно.

Царство Шан-Инь было непрочным. Покоренные этим государством племена часто восставали. Кочевники по соседству очень часто совершали набеги и в конечном итоге, к концу второго тысячелетия до нашей эры государство Шан-Инь пришло в упадок. И около 1000 года до нашей эры его завоевали западные кочевники, которые назывались Чжоу.

Чжоу были скотоводами и земледельцами, и вели полукочевой образ жизни. Захватив земли Шан, они основали своё государство Чжоу. И сначала жизнь людей в этом царстве существенно не отличалась от жизни в предыдущем государстве. Постепенно стали осваиваться новые земли и строились новые города.

В 5-6 веках до нашей эры китайцы научились добывать железо и обрабатывать его, делать инструменты из этого металла. Благодаря использованию орудий труда из нового материала, стало возможным осваивать более дальние места от места расселения.  Были освоены далёкие реки, в том числе была освоена река Янцзы - 2 крупнейшая река в Китае.

Правители областей всё чаще превращались из царских наместников в таких самостоятельных местных царьков и некоторые из них даже становились мощнее по своей силе, чем сам Царь, который непосредственно управлял только столицей и прилегающими к столице землями. Таким образом, из-за того, что наместники становятся сильнее царя, стали возникать восстания. И, в конечном итоге, государство распадается на множество отдельных государств, которые начинают воевать между собой.

Четвертое и третье столетия до нашей эры называются в истории Китая временем воюющих царств или Чжан-Го. Войны были такими продолжительными и кровопролитными, что, если верить историкам того времени, которыми тщательно записывались все события, погибли целые армии, целые поколения в этом продолжительном периоде.

За господство в стране, главным образом, боролись правители 7 крупнейших областей. Одним из семи царств, было царство Цинь, которое и одержало победу в этой войне ко второму веку до нашей эры.

Империя Цинь

С 300 по 200 года до нашей эры в Китае - это период воюющих царств Чжан-Го. Это борьба происходила, в основном, между семью самыми сильными и самыми крупными царствами. Одним из таких царств было царство Цинь.

В 300 годах до нашей эры в царстве Цинь происходит ряд важных реформ. Все они были проведены по совету сановника Циньского по имени Шан Ян. Проведённые реформы позволили собрать достаточно крупную сумму средств, на которые были проведены реформы, в первую очередь преобразование армии.  Во-первых, заменили оружие бронзовое железным, так как бронзовое менее прочное. Вместо боевых колесниц стали использовать конницу. Это подсмотрели у соседей кочевников. В армии была введена очень строгая дисциплина. В целом, благодаря реформам Шан Яна, армия царства Цинь стала самой сильной из семи воюющих царств. В 300 годах до нашей эры царство Цинь становится сильнейшим не только с точки зрения армии, но и по всем остальным параметрам. Но царям из династии Цинь потребуется еще целых 100 лет для того, чтобы разбить всех остальных своих врагов и объединить Китай.

Империя Цинь

В 246 году Циньским правителем становится царевич Ин Чжэн. К 221 году Ин Чжэн поодиночке, в результате кровопролитных войн, разбивает всех своих шестерых врагов и добивается того, что объединяет под своей властью весь Китай. С этого момента начинает свое существование единая великая китайская Империя Цинь. Специальным указом Ин Чжэн объявляет себя первым обладателем этой императорской династии, что на китайском языке звучит как Цинь Шихуанди. Собственно, под этим именем Ин Чжэн и входит в историю. Это нормальная ситуация для китайской истории, когда правитель запоминается, записывается и упоминается в хрониках не по своему непосредственному имени, которое было дано ему по рождению, а по имени своего правления.

Объявив себя первым обладателем, он также объявляет, что его сын будет называться вторым обладателем, его внук третьем обладателем, и так далее десятки тысяч лет будут называться последователи Цинь Шихуанди.

Чтобы уничтожить саму память о бывших царствах и чтобы у подчинённых народов не возникло желания восстать, все прежние границы уничтожаются, а новая Империя Цинь делится на 36 областей во главе с наместниками, которые назначались императором. Население поднебесной начинает называться черноголовые. Указом император изымает всё оружие у населения, чтобы даже если они захотят восстать, то им нечем было бороться. И все подданные отныне должны пользоваться единой монетой, едиными мерами измерения, иметь единый закон на всей территории страны и единый стиль письма.

Вскоре после создания единой империи Цинь Шихуанди объединяет 500 тысячную армию и начинает завоевательные походы против соседних царств и присоединяет достаточно большие территории к своей вновь образованной империи с уже некитайским населением. Чтобы защитить свою страну от постоянных набегов кочевников с севера, в первую очередь от гуннов Цинь Шихуанди повелевает построить огромную стену, очень протяжённую, очень мощную, которая сейчас нам известна, как Великая Китайская стена.

Цинь Шихуанди был очень жестоким правителем. За любую какую-то провинность тебя могли либо избить бамбуковыми палками, либо отрезать нос. В случае, если ты совершил уже более серьезное преступление или по крайней мере, если показалось власть имущим, что ты совершил какое-то серьезное правонарушение, то тебя могли казнить, либо заживо сварить в котле. Кроме того, в случае если виновным оказался один человек, то наказывали не только его, но и всю его семью и всех его родственников, плюс заодно ещё пару соседних семей, чтобы неповадно было.

Из всех людей царь Цинь Шихуанди особенно не любил ученых. Тысячи ученых он отправил на каторжный труд, на строительство Великой Китайской стены. А 460 ученых закопал заживо. Цинь Шихуанди очень боялся заговора, что его могут убить. Поэтому каждую ночь он ночевал в другом дворце. При этом не было известно в каком именно дворце он сегодняшней ночью находится. В конечном итоге он доживает до 210 года до нашей эры и умирает естественной смертью.

После смерти Цинь Шихуанди начинает править его младший сын. У него была та же боязнь, та же фобия, что его могут свергнуть. И свое правление он начинает с казни своих родственников, своих родных братьев, родных сестер. А также с казни самых известных и выдающихся военачальников, всех людей, за которыми могла бы пойти армия против него.

Между тем, положение народа становится всё хуже и хуже. Люди массово умирают от голода или заканчивают свою жизнь самоубийством, чтобы не мучиться. Терпение, в конечном итоге, у народа заканчивается и, вооружившись палками, мотыгами, народ поднимает восстание.

Как писал историк, все четыре стороны света взбунтовались против династии Цинь. Перепуганный император толпами народа, которые жаждали его смерти, покончил жизнь самоубийством.

Циньская династия просуществовала всего 14 лет. Те мечты, которые были у Цинь Шихуанди, что будут десятки тысяч его потомков после него править, к сожалению, не сбылись.

В 207 году до нашей эры народ сбросил ненавистную династию, а следующим правителем уже пришлось считаться с мнением народа и пойти на некоторые уступки.

Империя Хань

Династия Хань пришла к власти в результате народных восстаний. Одним из руководителей восстания был сельский староста по имени Лю Ван. В 207 году он сверг последнего представителя из династии Цинь и основал новую династию Хань. Эта династия правила Китаем с 207 года до нашей эры и до 220 года нашей эры, то есть 400 с лишним лет.

Среди помощников Лю Вана было много ученых и по их совету китайский правитель пошёл на ряд уступок народу. Сначала он отменил Кровавые Циньские законы, затем прекратил все великие стройки. В первую очередь стройку Великой Китайской стены. Были освобождены люди, которые попали в рабство за долги или какие-то преступления. Для крестьян Лю Ван уменьшил в 20 раз размер земельного налога и народу были розданы заповедные леса, парки и водоемы Циньских правителей.

Империя Хань

Китайские императоры считали, что все остальные народы, которые проживают вокруг, должны подчиняться китайцам. Как только династия Хань окрепла на престоле, ее правители начали завоевательные войны против, в первую очередь, степных кочевников - гуннов и против местных народов Индокитая. Обычно эти войны завершались победой китайской армии, разграблением и убийством местных жителей. Во время одного из таких завоевательных походов китайская армия достигла Ферганы, это город Средней Азии, современный Узбекистан.

Так как далеко по Азии продвигалась китайская армия, то вместе с ними двигались и торговцы, ремесленники. Они следовали за ними по освобожденным от неприятеля землям. Таким образом, появился Великий Шёлковый путь. Он был проложен из Китая через Среднюю Азию и Персию к Средиземному морю, по которому в Европу ввозились товары.  Из Европы в Китай тоже привозили товары. Так для Европы стали известны такие товары, как шелк, шелковые ткани, фарфор. Все то, чем издавна славился Китай.

Однако проведение широких завоевательных походов требовало все больше средств,  налоги и повинности соответственно стали снова увеличиваться. В конечном итоге, налоги стали просто огромными. Они взимались даже с младенцев, только что родившихся детей, с глубоких стариков, инвалидов. Это привело к тому, что бедняки стали просто-напросто убивать своих стариков, новорождённых детей, инвалидов или каких-то больных людей, потому что не могли платить за них ещё дополнительные налоги. Многие крестьяне от этих непосильных налогов бежали в леса, горы и начинали промышлять разбоем. Также часто стихийно возникали какие-то восстания и недовольства.

В восьмом году нашей эры в Китае силой власть захватил Ван Манн. Он пообещал народу старые-добрые золотые возраста. То есть те времена, когда не было ни богатых, ни бедных, обещал снизить налоги. Однако реформы Ван Манна потерпели неудачу и привели к полностью противоположным результатам. Продукты и товары вообще исчезли с базаров, цены очень резко выросли, стали массово чеканить фальшивые монеты различными преступными группировками, и, соответственно, еще больше были увеличены налоги.

В восемнадцатом году нашей эры основные районы Китая из-за неурожая постиг серьёзный голод. В стране начались беспорядки, в которых обвинили самого Ван Манна. Вскоре эти беспорядки переросли в мощное восстание, которое охватило всю страну. Вождь этих восставших, накануне решающей битвы, приказал всем своим солдатам, всем своим повстанцам накрасить брови красным цветом для того, чтобы отличать на поле боя своих от чужих. Таким образом, это восстание стало называться восстание Краснобровых или восстание Чимей.

В 23 году нашей эры восставшим удалось овладеть столицей империи Хань.  Ван Манн был убит, весь его род повстанцы вырезали. Императором объявили одного из потомков династии Хань. Однако чернобровые, то есть люди, которые были лояльны к правителю не смирились с этим и убили этого правителя. Избрали императором одного из бедных Пастухов. Между тем, на востоке Китая императором был объявлен другой потомок из династии Хань и появилось своего рода двоевластие, и Империя Хань оказалась на пороге гражданской войны. Между восставшими и войсками императора борьба продолжалась на протяжении 2 лет, пока, в конечном итоге, чернобровые не потерпели поражение и восстание было жестоко подавлено.

В сто восемьдесят четвёртом году нашей эры в Китае вспыхнуло другое крупное крестьянское восстание. Во главе этого восстания стояло три брата монаха Джан. Они призывали свергнуть царство гнета и построить жёлтое царство справедливости. Братья Джан были популярны в народе, их очень уважали, и они были объявлены народными героями. Повстанцы повязывали на голову желтые повязки, в знак борьбы за установление жёлтого царства справедливости. Поэтому восстание стало называться восстанием желтых повязок. Это восстание желтых повязок охватило практически всю страну. Такого масштаба восстания в Китае еще не было. Царь бросил против повстанцев все имеющиеся у него силы и солдаты, как пишут историки, не знали милосердия против своего народа и фактически восстание было потоплено в их собственной крови.

Император победил, и в качестве празднования Победы около главных ворот при въезде в столицу была выложена целая гора из сотни тысяч отрубленных голов тех людей, которые восстали. Победители недолго праздновали победу, потому что начали бороться между собой за влияние. И, в конечном итоге, в 220 нашей эры Империя Хань прекращает своё существование и разваливается на три самостоятельных царства.

Империя Хань просуществовала на страницах истории 400 лет, с двести седьмого года до нашей эры по 220 год нашей эры. Были хорошие правители, были плохие. За 400 лет были и хорошие моменты, и плохие. Несмотря на то, что эта династия удержалась у власти так долго, не всё было гладко. Было 2 крупнейших восстания, одно из которых - это восстание краснобровых, а второе - восстание желтых повязок. После того, как Империя Хань прекращает своё существование, единый Китай тоже перестает существовать. На территории Китая возникает три разных независимых государства.

Конфуций

В истории древнего Китая есть такой период, который называется периодом сражающихся царств. Этот период истории рассказывает об усобицы на территории Древнего Китая, когда он был разделён между несколькими государствами, которые сражались между собой. Вот именно в этот период жил мелкий чиновник по имени Конфуций, который стал думать, как бы преодолеть всю эту междоусобицу, восстановить мир и подчинение в семье и в государстве. В итоге эти его умозаключения привели к тому, что появилась такая религия как конфуцианство.

Конфуций пришел к мнению, что нужно воспитывать уважение к традициям и обычаям предков, нужно повышать авторитет отца в семье и одновременно повышать авторитет государя в государстве. И всё это необходимо делать без какого-либо насилия, а это достижимо только через воспитание молодёжи, воспитание будущего поколения. Воспитание молодёжи должно ориентироваться на противопоставление двух понятий Благородный муж и Низкий человек.

Конфуций

Благородный муж следил за собой, следовал долгу и чести, был очень требователен к себе, жил в согласии с окружающими, но не следовал за ними. Готов был идти на смерть, ради других людей, блага народа и государства.

Низкий человек думал только о своей выгоде, требователен был только к другим, следовал за другими, но не жил с ними в добрых отношениях. И, конечном итоге, заканчивал свою жизнь самоубийством или где-нибудь в канаве. Основа этого воспитания и мировоззрения по поводу благородного мужа и стала основой конфуцианства, которая как религия, по сути, решала главную проблему, такую как порядок в отношениях правителей и подданных.

Главная суть конфуцианства была в том, что каждый человек имеет свое место, все соблюдают нормы этикета, а именно нормы почтения к старшим, и человек является гуманным и милосердным по отношению ко всем окружающим. Казалось бы, как связано воспитание одного человека с окончанием междоусобной борьбы и установления четкой власти во всём государстве. Это было вторым моментом, связанным с конфуцианством.

Всё государство приравнивалось к семье. Соответственно, государь приравнивался к отцу, а народ к детям. Здесь уже начинали действовать те же принципы, только на более высоком уровне. У тебя есть своё место уже не только в семье, но и в стране. И ты должен выполнять эту священную миссию. Всё твоё взаимоотношение с окружающими должно основываться на почитании старших, на этикете, то есть на почитании государя. И нужно относиться к своим детям гуманно и милосердно, то есть ко всему народу, ко всем окружающим гуманно и милосердно.

Конфуцианство – одна из тех религий, которая наиболее ярким образом показывает всю пользу религии для государства.

Заключение

Итак, мы с вами поговорили про древнейший Китай, узнали о самых первых государствах Китая Шан-Инь и царство Чжоу, изучили династию Цинь от её начала, расцвета. Узнали про самого яркого правителя, услышали, чем всё это закончилось. Мы познакомились с Империей Хань, узнали про Конфуция и его основные постулаты религии, которую он основал, и которая позже была названа в его честь.

Другие темы

Теория строения органических соединений – совокупность концепций и представлений о структуре и свойствах органических молекул, которые были популярны с середины XIX века.
Изменение давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Сообщающиеся сосуды.
Добро пожаловать в удивительный мир геометрии. Сегодня мы познакомимся с очень важными и базовыми понятиями науки математики - прямой, отрезком, лучом и углом.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.