В сегодняшней статье мы перейдем непосредственно к теме всего цикла, а именно подготовке к олимпиадам по химии. Нами будут рассмотрены процессы в целом, варианты заданий и их предметное содержание, основные направления обучения детей и методы, применяемые в настоящее время преподавателями для достижения лучших результатов во всероссийских олимпиадах школьников.
Психологический аспект подготовки к олимпиаде по химии
Сами по себе все олимпиады, проводимые в нашей стране очень разные, но все же есть среди них общие направления. Подготовка к такого рода мероприятиям – это комплексная деятельность, которая включает разные аспекты. Самым важным аспектом, с которого мы начнем, является психологический. В этом аспекте выделяют обычно два направления. Все прекрасно знают, что если приходится решать задачи на время или вообще что-то делать на время, ваши способности становится немножко ограниченными, потому что часть работы мозга направлена на контролирование этого времени. Если вы в спокойном состоянии решаете задачу, то потратить на нее можно 15 минут, час, два и т.д. Если же надо чётко совершенно за короткое время решить 20 задач, то мозг переходит совершенно в другой режим, который очень сильно ограничивает способности ребенка. В этом состоянии начинают возникать глупейшие ошибки, которые в спокойном состоянии мы никогда бы не сделали. Второе направление – это так называемая «ответственность за результат». Есть дети, которые просто интересуются химией, а есть дети, приходящие за победой. И иногда можно наблюдать, как участники в ожидании результата от волнения совершают совершенно отчаянные поступки. Встречались очень разные способы выхода этой психической энергии, которая обязательно должна контролироваться учителем в процессе подготовки к олимпиадам. По сути учитель – это комплексная единица. Он должен и учить предмету, и быть воспитателем, и психологом, и мотиватором, человеком, профессионально проводящим психологическую подготовку будущих участников.
Есть несколько простых рецептов для преподавателей. Чтобы правильно психологически настроить будущего участника олимпиады по химии, нужно внушить ему, что бороться необходимо не с соперниками, а с самим собой, нужно не пытаться занять первое место, а сделать все возможное и зависящее от него самого. Не нужно говорить ему, что в случае проигрыша он подведет команду, опозорит родной город, район или страну. Любая олимпиада по химии должна быть стремлением к новым знаниям и идеям. Преподаватель постоянно должен находиться в поиске правильной мотивации. У каждого ребенка она своя. Её надо искать, её надо использовать. У участника может быть мотивация победить, может быть, есть мотивация съездить в другой город и пожить бесплатно, заработать премию, бывает мотивация обыграть конкретного человека, ведь со временем на международных и всероссийских мероприятиях, бывает, складываются целые коллективы, в которых одни дети соревнуются с другими. Ребенок с правильной мотивацией обязательно выступит на все сто процентов. И заключительным психологическим приемом можно считать правильное распределение времени. Существуют простые рецепты тайм-менеджмента в течение олимпиады. Во-первых не нужно сразу набрасываться на первую задачу, а стоит потратить 5 минут на то, чтобы просто прочитать весь набор заданий. Обычно все они умещаются на одной странице.
В результате этого простого действия у вас начнут работать разные части мозга. Вы прочитали все задания, подсознание начало работать. Пока вы последовательно решаете остальные задания, подсознание в параллельном режиме формирует план решения следующих. Далее следует решать подряд все головоломки, работая в режиме сканера, проходя от задания к заданию и пытаясь решить все что возможно. Если есть какие-то затруднения, то нужно переходить к следующей. Таким образом, пройдя от начала до конца весь лист, уже можно более детально заострить внимание на трудных моментах и потратить на них чуть больше времени. Это очень простая формула для набора максимального количества баллов, но многие участники олимпиады по химии этого не знают, и главная задача учителя - донести это до своих воспитанников.
Предметное содержание заданий олимпиад и свойства олимпиадных заданий
Переходя к предметному содержанию, давайте поговорим об олимпиадных задачах, как способе освоения предметных результатов. Решение олимпиадных задач интересно потому, что в хороших соревнованиях по химии очень много уже сделал автор задачи. Ведь известно, что химия практически безгранична по объему информации. Например, если мы спросим вас, сколько сейчас известно и существует веществ, что бы вы ответили? В разных учебных изданиях приводятся разные цифры, но все они находятся около цифры в 110 миллионов. При этом количество веществ, которые еще могут быть в будущем синтезированы не поддается воображению. Это могут быть не чистые вещества, а хорошо зафиксированные и исследованные смеси, это могут быть пептиды, различные аминокислотные последовательности, сплавы, замещенные изотопы и т.д. А теперь еще попытайтесь вспомнить, какое количество веществ вы сможете наиболее точно и качественно описать, выделить агрегатное состояние, цвет, одно-два свойства, не прибегая к справочнику. Вряд ли эта цифра больше нескольких сот. Даже самый лучший химик не знает и сходу не сможет описать больше одной тысячной всех богатств, накопленных химией. Поэтому приходится использовать информационные источники, базы данных. И авторы задач за участников и за учителей выбирают самые интересные комбинации элементов, выбирают вещества с самыми необычными свойствами, самым привлекательным поведением и предлагают их для решения задач. Авторы задач выбирают из этого огромного количества информации самое важное, обрабатывают ее, адаптируют к способам мышления школьников и предлагают их на олимпиады.
Первое свойство олимпиадных заданий заключается в том, что дети знают совсем мало, но они должны напрягаться и получать новые знания исходя из условий задачи, вдумчиво читать то, что дает автор задания, и не бояться делать умозаключения, пусть даже они выводят их за границы познанного, но не противоречат законам химии. Обычно вся полезная и нужная информация оказывается записанной в условии, которое нужно читать внимательно. Этому мы и должны научить детей.
Здесь нужно сделать отступление и сказать пару слов о пособиях для подготовки к олимпиадам. Все они очень разные, это зависит от конкретной предметной олимпиады, от конкретного направления деятельности. Но все равно, самый лучший способ использовать не пособия, а решать варианты прошлых лет. Потому, что, в основном, пособие для подготовки к олимпиаде - это просто сборники заданий, но при современных средствах развития электронной информации, проще залезь на сайт событий и прочитать задачи.
Следующее свойство и отличие олимпиадных задач по химии заключается в том, что у них бывает несколько решений. Если говорить о технических вопросах, огромное большинство олимпиадных задач посвящены установление формулы и уравнения реакций. Самое простой и самый содержательный способ нахождения формулы и элементного состава - это массовые доли. Такой технический момент обязательно нужно учитывать при подготовке к олимпиаде. Дети должны уметь по массовым долям находить формулы веществ и уже позже можно подключать более сложные решения, которых, как мы уже говорили, может быть бесконечно много. Основной идеей здесь является не то, что ребенок должен уметь по-разному решить задачу, а наоборот. Сам учитель не должен понимать очень важный принцип: «Терпимость к инакомыслию, более того поощрение оного – необходимое качество хорошего учителя». Если ребенок думает не так, как учитель, но его ход мысли приводит его к правильному ответу, то это необходимо только поощрять.
Ещё один принцип лежит в том, что многие задачи, которые включает в себя олимпиада по химии, могут иметь единственное решение, но также могут допускать разные подходы к поиску этого решения. Есть подходы, связанные с математикой, арифметические и количественные, их больше исповедуют люди физико-химического склада ума, есть люди, которые опираются на качественные подходы. Но все они имеют право на жизнь и обязательно должны учитываться при оценке знаний и результатов конкурсов и олимпиад. Хороший составитель заданий конкурса предусматривает разные способы решения и идеально их сочетает. Можно решить задачу на основе количественных данных, а можно решить задачу только на основе качественной информации об описываемых явлениях. Колоссальное и интеллектуальное богатство химии состоит в том, что постоянно можно найти для себя какую-то новую информацию. Химия предоставляет людям с самыми разными способы мышления развить свои способности. Хотите заниматься органическим синтезом? Пожалуйста. Если вы хорошо считаете, вы – химик-теоретик. Если вы любите занимался конструированием молекул, то все возможности для этого есть.
Пример решения задачи на олимпиаде по химии
Завершая тему общих свойств олимпиадных задач, приведем простой пример, когда задачи фактические знания помогают решать задачи очень быстро. В задаче дан минерал, который разлагается при обжиге в избытке кислорода. В результате сгорания получается два оксида, один черный, другой красно-коричневый. Скорее всего, по цветам можно определить, что это оксиды меди и железа. А количественные расчеты помогут быстро эту информацию подтвердить. Такой подход к решению олимпиадных задач совершенно точно может быть использован и давно показал свою эффективность. Комиссия обязательно должна засчитывать это за правильный ответ.
Все описанные выше подходы и свойства заданий напрямую должны быть отражены в плане подготовки всех участников олимпиад по химии. Любой преподаватель, готовящий своих учеников к мероприятиям и конкурсам, обязательно должен делать упор на изучение правильных подходов и стараться донести нужную информацию до воспитанника. В следующих статьях мы более подробно остановимся на типах олимпиадных заданий и разберем конкретные примеры, которые были представлены на очень известной Московской городской олимпиаде по химии прошлых лет.
Добавить комментарий