Особенности организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Проведение Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Вашему вниманию предлагается цикл статей, посвященных методике работы преподавателей и ключевым вариантам, как можно оптимизировать подготовку школьников к участию во Всероссийской олимпиаде по биологии. Мы постараемся в этом материале остановиться на нескольких принципиальных и очень важных вопросах. А в общем, речь в цикле статей пойдет о следующих темах:

  • об особенностях организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников по биологии
  • о системе олимпиадных заданий по биологии
  • об особенностях организации подготовки школьников к участию в интеллектуальных состязаниях по биологии
  • о том, как оптимизировать подготовку, учитывая особенности современных учебно-методических комплектов по биологии для учащихся школ

В первой части цикла статей мы поговорим об особенностях организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников по биологии и расскажем об интересном международном этапе этого соревнования.

История олимпиады и нормативные акты

Олимпиада Всероссийская на сегодняшний день позиционируется как одно из основных мероприятий, которые реализуются в целях поддержки одаренных детей и талантливой молодёжии и наставников, которые работают с ними. Если вы помните У нас есть важнейший основополагающий документ национальная инициатива «наша новая школа». Один из пунктов этой национальный инициативы, озвученные ещё 10 лет назад президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, над которым до сих пор мы работаем в школах – это проведение всероссийских олимпиад по основным  общеобразовательным предметам. Конечно же, стоит понимать, что инициатива инициативой, а мероприятие проводится по определённым правилам, и на данный момент эти правила называются «Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников». Обязательно всем участникам олимпиады, а речь идет не только непосредственно о школьниках, ради которых это мероприятие проводится, а всем практически заинтересованным лицам, стоит обязательно с этим порядком познакомиться. Найти его относительно просто. Для этого нужно воспользоваться любыми ресурсами, где размещаются разного рода приказы и другие нормативные документы. Всероссийская олимпиада школьников по биологии проводится в соответствии с приказом Минобрнауки №1252 от 18 ноября 2013 года. Ещё хотелось бы обратить ваше внимание, что за те несколько лет, которые прошли с момента утверждения порядка, в нём возникли некоторые принципиальные изменения, которые также надо учитывать.

Так как специфика нашей сегодняшней статьи не предполагает долгого обсуждения тех изменений, которые происходили, происходят или будут еще происходить в отношении этого мероприятия, мы двинемся дальше и несколько слов скажем о структуре всероссийской олимпиаде по биологии.

Особенности организации и проведения Всероссийской олимпиады по биологии

Практически все всероссийские олимпиады, в том числе и олимпиада по биологии, на сегодняшний день проводится в четыре основных этапах: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Региональная олимпиада по биологии и школьный этап, пожалуй, являются одними из важнейших этапов, которые как раз и позволяет охватить практически каждого школьника и дать ему возможность не только продемонстрировать степень владения биологическими знаниями, а именно почувствовать себя участников Всероссийской олимпиады. Ведь, в конечном итоге, до заключительного этапа дойдут не все школьники, которых интересует это мероприятие, и для наших уважаемых организаторов на местах обязательно стоит обратить внимание на школьный этап олимпиады. Чем более ответственно, чем более серьезно мы отнесемся к организации проведения этого этапа, тем больше мы будем иметь возможность выявить тех самых талантливых школьников, которые не только хотели бы принимать участие в нашем мероприятии, но и действительно могут это делать.

По итогам их участия, для них можно предоставить преференции, вовлечь их в дальнейшую профориентационную работу и другие аспекты. Всё это мы можем начать делать, именно начиная со школьного этапа олимпиады. Здесь огромное значение имеет максимальный охват контингента обучающихся, для того, чтобы каждый мог тебя попробовать в этом весьма увлекательном мероприятии.

Международный этап соревнований по биологии

Очень важным моментом именно в олимпиаде по биологии является то, что она не совсем завершается заключительным этапом. В отличие от многих других олимпиад, в данном мероприятии есть дополнительный международный этап биологической олимпиады. Конечно, международное соревнование, с одной стороны, никакого отношения к Всероссийским этапам отношения не имеет, но мы должны чётко понимать, что если у нас есть международная олимпиада, то среди прочих задач, которые Всероссийская олимпиады школьников по биологии решает, одна из важнейших задач - это отбор школьников, которые будут представлять интересы Российской Федерации на международной арене знаний. Это значит, что мы обязаны провести всероссийские этапы таким образом, чтобы они максимально были приближены по своим содержательным и организационным параметрам к формату международной биологической олимпиады. Естественно, учитывая специфику нашей страны, мы не можем соблюсти все детали и провести соревнование в том же формате, у нас есть свои нюансы. Они заключаются в специфике содержания заданий и их формата, включающий в себя соответствующий комплекс учебных заданий, соревновательных интеллектуальных международных вопросов. Это можно увидеть на примере теоретического тура, где задания даются в обобщённо тестовом формате. Это связано с тем, что организаторы должны учесть многонациональный состав участников международной олимпиады. На первый взгляд такой подход к подготовке заданий кажется несерьёзным, но значение у него огромнейшее. Потому что, если школьники не натренированы на то, чтобы уметь отвечать за достаточно короткий промежуток времени на огромное количество вопросов большого содержательного спектра, то какие бы интеллектуальные задания, требующие развернутого ответа, не встретились ему, то для международного соревнования это не будет иметь никакого значения. Там ценятся именно быстрота, сообразительность, умения оперировать большим массивом входной информации, представленной в виде тестов, преамбул к заданиям, из которых школьники берут основы, чтобы потом в дальнейшем отвечать на соответствующие задания в тестовой форме.

Интернет ресурсы и дистанционные олимпиады

Тем школьникам, которые всё-таки достигли определенных успехов, не первый год принимают участие во Всероссийской олимпиаде и, естественно, потенциально являются участниками регионального и заключительного этапа, самое пристальное внимание обязательно надо обращать на интернет-ресурсы, такие, как ресурс, посвященный именно международной биологической олимпиаде ibo-info. Помимо основного сайта каждый год создаются русскоязычные сайты, куда есть смысл заглянуть и посмотреть все направления, информацию, которая представлена организатором по тем биологическим темам и направлениям, которые будут востребованы для практического тура.

И не стоит забывать о таких порталах дистанционных олимпиад, как наш портал «Отличник», и использовать их для подготовки к соревнованиям, не выходя из дома.

Структура этапов соревнований

Все четыре этапа соревнований обязательно предполагают несколько принципиальных подэтапов. Всё начинается с регистрации участников и заканчивается подведением итогов:

  1. Регистрация участников
  2. Конкурсные мероприятия (туры)
  3. Анализ олимпиадных заданий
  4. Показ работ участников
  5. Апелляция (по заявлениям участника)
  6. Подведение итогов

Все составляющие настолько важные, что в целом успех проведение этапа олимпиады зависит от того, насколько слаженно и четко организаторами будут отработаны каждый из них. Ведь под участниками мы подразумеваем не только непосредственно школьников, которые принимают участие в олимпиадах, но и самих организаторов и готовящих педагогов. Нужно чтобы все понимали, за что отвечает оргкомитет, методические комиссии, центральная предметно-методическая комиссия, комиссия регионального этапа, жюри. От работы каждого звена зависит также и успех будущих мероприятий.


Поделитесь с друзьями или коллегами!


Возможно, вам будут также интересны:

Специфика подготовки к олимпиаде по биологии и варианты ее оптимизации

В заключительной части цикла статей о подготовке участников олимпиады по биологии мы расскажем, какие существуют особенности организации этой подготовки и варианты оптимизации.

16.03.2020
Дошкольное образование в нашей стране

Круг вопросов, касающихся дошкольного образования в России достаточно широкий. Сегодня коренным образом изменилась ситуация с образованием в нашей стране, и продолжать заниматься с детьми, организовывать занятия, обучать детей в рамках старой образовательной деятельности уже совершенно невозможно.

19.09.2018
Курсы адаптации к дистанционным олимпиадам

Идея возникновения курсов адаптации к дистанционным олимпиадам в учебном заведении вынашивается уже много лет. Их целью является создание условий для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста, которое позволит им в дальнейшем успешно овладевать программой первого образовательного уровня. Подробнее о таких курсах в нашей сегодняшней статье.

18.09.2019


Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев.


Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки