Вопрос про особенности развития России в олимпиадах по истории


На данный момент существует огромное множество школьных материалов и дистанционных олимпиад по истории России. Все они являются плодами плодотворной научно-педагогической деятельности плодами исследовательского труда многих ученых по различным сюжетам истории России. Все книги, учебники, дистанционные олимпиады написаны хорошим литературным языком, очень ясно и доступно. Они все взаимосвязаны между собой авторским подходом к основным проблемам отечественной истории, содержат интересный методический аппарат, выверенный иллюстрационный ряд и снабжены, в соответствии с новым образовательным стандартом, сильными цифровыми возможностями.

Проблема освещения истории России носит очень дискуссионный характер как в науке, так и в политике. Главная проблема – это «Что такое Российская государственность», «в чем ее специфика», самое главное, «формировалась ли она по воле отдельных людей, была ли она результатом характера, который жил и работал в этих условиях».

Говорят, что самодержавие - это результат рабской психологии русского народа, что такие жесткие формы управления, какие были в нашей стране - это также результат ментальности тех народов, которые проживают на территории России. Говорят о том, что мы фактически шли немного в бок от цивилизации, причём вершиной цивилизации провозглашается европейская традиция, и всё, что в неё не вписывается, является отходом от цивилизационного пути. И еще многое и многое другое. В современных дебатах, которые идут по проблемам реформ политической системы те или иные моменты постоянно озвучиваются.

В олимпиаде по истории есть хороший вопрос: «Какие факторы влияли на развитие нашей государственности?»

Первое что следует отметить и что является в значительной степени определяющим в историческом развитии, особенно на ранних стадиях. Это природно-климатический фактор, среда обитания, в которой живут те или иные народы. Чем отличается Россия от Западной Европы? В России исключительно короткий сельскохозяйственный сезон. Сельское хозяйства было определяющим ранних этапах экономической жизни. У нас он длится со второй половины апреле по октябрь. А в западной Европе не работали лишь в январе и декабре. На западе община быстро сформировалась в социальную организацию мелких собственников, в силу того, что совокупный продукт, который мелкие собственности получали, был намного выше, чем, в данном случае, в России. И трудозатраты были значительно меньше в Западной Европе, чем на территории России с соответствующими климатом. Здесь раньше появилась частная собственность, купля-продажа земли и крупная феодальная земельная собственность. На этой основе формировалась и своеобразная европейская государственность, которой не были свойственны социально-экономические функции, не было необходимости со стороны государства каким-то образом компенсировать весьма скудный экономический базис. Он там был несколько иным. И центр тяжести развития был внизу, если можно так выразиться, в крестьянском хозяйстве, в мастерских и в других организациях. Отсюда и разнообразие форм индивидуальной деятельности в Западной Европе.

Что же происходит в России? У нас не только короткий сельскохозяйственный сезон, но и мало плодородной почвы. В связи с этим, остро стояла необходимость максимальной концентрации труда, чего не могло достигнуть индивидуальное хозяйство. Русь отличалась низким объёмом совокупного прибавочного продукта у общества. Это очень важная отличительная, и, в определенной степени, определяющая особенность развития России. Нужны ли компенсационные механизмы выживания. Не просто механизмы ведение хозяйства, а именно механизмы выживания в обитания, которые была не враждебной, но в меньше степени пригодной для жизни человека.

Слабость индивидуального хозяйства в значительной мере компенсировалась громадной ролью крестьянской общины, ставшей самым устойчивым явлением в социально-экономической жизни. Неизбежность существование общины, обусловленной ее производственно-социальными функциями, вызвала к жизни грубые средства изъятия прибавочного продукта у крестьян со стороны господствующего класса. Это грубое изъятие средств прибавочного продукта крестьян воплотилось в режиме крепостного права, в режиме крепостничества, сумевшего нейтрализовать общину, как основу крестьянского сопротивления. Община была, в принципе, формой самоорганизации крестьян и формой отстаивания их интересов, и, прежде всего, всего интересов хозяйственных. 

В свою очередь, режим крепостничества стал возможным лишь при развитии соответствующих форм государственной власти. Это взаимосвязанные вопросы в плане особенности экономического развития и формирования на этой основе соответствующих политических структур самодержавия.

Российское самодержавие таким образом имеет глубокие исторические корни. Суровые природно-климатические условия сделали процесс разложения первобытнообщинного общества славян длительным, растянутым на многие столетия и тысячелетия. Господствующий класс складывался медленно и был очень малочисленным. Его удельный вес был намного ниже, чем в соответствующих обществах в Европе. Сам облик этого класса на ранних этапах древнерусской государственности был военизированный.

Но военизированный облик господствующего класса был вызван не только тем, что Руси приходилось отбиваться от врагов и завоевателей в силу ее географического положения, а еще в силу того, что именно военными насильственными способами добывался тот прибавочный продукт, который был необходим для функционирования собственного государства и функционирования господствующего класса. Это тоже следует иметь в виду. На ранних этапах государственности ещё не пришло время для обычных налогоуправленческих функций. Естественно, во всех странах это было. Потребности управления вызвали к жизни такое явление как полюдье. Оно использовалось как насильственная форма добывания прибавочного продукта. Полюдье было особой формой странствующей государственный машины. Это форма военного господства. В то же время зарождались судебные функции полюдья, когда Князь собирал дань и одновременно вершил и суд. И в ходе работы вот этой странствующей государственной машины происходило формирование так называемой служебной организации, которая характерна для русского государства, служебная организация, которая, если говорить марксистским языком, призвана обслуживать интересы господствующего класса.

В итоге формировался государственный феодализм. Это одна из отличительных черт российской истории, существенная особенность восточнославянского социума. Важнейшим элементом такого строя был институт власти, так называемые власти собственности, когда эти две категории фактически сливались. Власть представляла собственность и собственность, с другой стороны, представляла власть. Передача наследства сыновьям Киевского князя - это передача власти и собственности в виде удела.

Возрождение русской государственности происходило в острой борьбе, мучительной борьбе с внешними врагами, со свержением татаро-монгольского ига и так далее. Особенности этой борьбы и функционирования государства были связаны со скудным экономическим базисом. Отсюда понятно, что частнособственнического владения господствующего класса в России фактически не было, во всяком случае, на ранних этапах развития.

Верховная собственность на землю оставалась у государства, а крестьяне были держателями земли и не более того. Они обязаны были перед государством налогами, оброком и натуральными повинностями. У феодалов всегда была лишь часть территории Русского государства, она никогда не находилась в полном владении, и процент был достаточно незначительным. На заре государственности длинный период феодалы имели на правах частной собственности лишь села и усадьбы. Большая часть средств существования феодалов шла именно через государственные каналы.

В послемонгольский период феодальное землевладение развивалось быстрыми темпами, но обладала малым запасом прочности. Это тоже исторический факт. Крестьяне относились к феодалу не как к хозяину, а как к господину, насильно владеющему землей.

Землю они считались собственностью общины и временно мирились с тем, что она принадлежит феодалу. Остро стояла проблема сплочения населения Российского государства. Олимпиада по истории также включает и такой вопрос: «Какой же выход был найден?» Он был найден в формировании условной формы феодального землевладения. Факт обладания землей стал лишь следствием службы государству, так называемому государеву тяглу, которая в период империи была одним из главных особенностей функционирования российского государства и организации российского общества. С середины 16 века даже обладание вотчиной для каждого было обусловлено службой царю, службой государству. Условная форма землевладения стала одним из фундаментов укрепления самодержавия.

В России переход поместий в статус вотчины затянулся на столетия. В силу названных причин одно из отличительных и характерных особенностей Российской государственности является ее хозяйственно экономическая деятельность и функции. Государство в России активно участвовало в общественном разделении труда. Металлургическое производство возникло как государственное производство. Первые заводы, все первые заводы, фабрики, порты, строительство дорог и так далее – это все плод деятельности государства. Для того, чтобы осуществлять такие финансовые емкие проекты, не достаточно частного капитала. Это компенсировало государство. Государство в этих условиях в значительной мере опиралась на принудительный труд и крепостничество. Господствующий класс в лицее так называемых неподатливых слоев населения составлял не более 6-7% населения. В этих условиях система организации общества решающая роль принадлежала государству. Государственные рычаги, несущие функции управления, уходят в толщу общинного самоуправление города и деревни. Всегда очень высокая была оборонительная наступательная функция государства. В силу также постоянных войн и сражений российская государственность, как было сказано ранее, носила военизированный характер.

Следующая особенность – это колонизация. Экстенсивный характер низкого продуктивного сельского хозяйства приводил к оттоку населения на окраины. Это не только бегство от крепостного права, но и вопрос о свободных землях, о возможности жить более зажиточно. Колонизация это тоже наша особенно, она, в основном, носила мирный характер. Распространяясь фактически на одну шестую часть мира, мы жили в содружестве с десятками народов и народностей. Благодаря тому, что они вошли в российское государство, они сохранили и свою культуру, и свой образ жизни, и свою ментальность. Колонизация в Западной Европе отличалась от других.

Весь смысл и самая главная идея заключается в том, что такая государственность с широкими экономическими функциями складывалась на уникальный земле, земле очень красивой, очень эстетически необыкновенной. Но она требовала колоссальных затрат труда, чтобы создать более или менее комфортные условия жизни для человека.

Природный хозяйственный фактор оказал влияние и на русского человека. Русский способен к величайшему напряжению сил. У нас краткосрочный сельскохозяйственный сезон. Работникам приходилось буквально жилы рвать, и в тоже время нельзя было надеяться на высокий результат. Крестьянин не мог знать, чем обернутся его огромные трудозатраты. Они могли обернуться к голоду и засухе. Отсюда еще одна характерная черта - идея всемогущества бога, которая характерны для крестьянства. Это показывает неверие обычного человека в собственные силы, в то, что своим трудом можно добиться высокого благосостояния, развития и результата.

Крестьянин на Руси не преобразовывал природу, он пытался и стремился приспособиться к ней, вписаться в неё, он считал себя частью Божьего мира. Эту особенность отмечали такие мыслители, как Степун, Ильин и другие.

Являясь человеком религиозным, в то же время живя в такой климатической зоне, у человека был фундамент для устойчивых языческих эмоций, могучей веры в силу природы. Они сказались и на взаимоотношении с другими народностями. Происходила максимальная контактность вне зависимости от вероисповедания. Эти языческие мотивы имели колоссальное влияние на формирование нашей государственности.

Следует помнить о неистребимых и живучих традициях коллективизма. Чувство коллективизма - это община, это проблема выживания, это чувство повышенной социальной справедливости, это чувство милосердия, это чувство доброго отношения к другому человеку, это возможность всем вместе какие-то определенные глобальные задачи. Эта христианская традиция, переплетавшаяся с особенностями реальный экономической жизни и прежде всего труда, который прикладывался в земле, давала особую атмосферу общества, которая остаётся и по сей день.

Основой демократии является самоорганизация людей и трудящихся. Такая добровольная организация и самоорганизация управляющей части у нас была в виде крестьянской общины. В ней жило 95% населения и управляли они собой демократическим образом. Другой вопрос состоит в том, что существовали насильственные формы воздействия от государства, но они были и в других странах мира.

И в итоге следует отметить, что в самые трудные периоды истории нашей страны всегда срабатывал инстинкт самосохранения общества, его самоорганизация.

Олимпиада по истории, которая проводится в рамках проекта «Отличник», очень часто включается в себя вопросы про особенности развития российской государственности. Мы полагаем, что данная статья поможет Вам в изучении данного вопроса.