Профессиональные качества современного учителя


Профессиональные качества современного учителя

Реформы в образовательной системе Российской Федерации имеют постоянный характер. На смену одним подходам к обучению постоянно приходят другие методики, конкурсы по математике и учителям с каждым годом все сложнее быть в курсе последних изменений, как законодательства, так и методического аппарата. Ведь зачастую некоторые изменения, которые вносит Министерство образования и локальные образовательные органы, не несут в себе глобальной замены принципов преподнесения знаний. Большую часть содержательных мыслей, которые сейчас декларируются в методической литературе, можно было найти еще в начале 2000 годов.

Учителей математики, очень трудно критиковать за незнание некоторой терминологии или изменений законодательства, но все же определенные базовые навыки построения образовательного процесса должны присутствовать. В принципе, современный учитель, работая в нынешних тяжелых условиях должен уметь говорить, должен уметь использовать актуальные термины для отстаивания своей позиции. Ему это нужно для получения соответствующих категорий, сертификатов, дипломов и так далее.

Давайте на конкретном примере рассмотрим затронутые выше проблемы. Таким примером будут сегодня являться открытый урок и дистанционный всероссийский конкурс по математике Отличник. Мы рассмотрим основные навыки хорошего учителя, которые  особо сильно раскрываются в таких аспектах построения урока, как планирование, реализация задуманного плана, межпредметные и личностные результаты, оценка знаний и достижение рефлексии учащихся.

Любой учитель, изучая учебники по математике для пятых, девятых, десятых и одиннадцатых классов, должен понимать, что любому ученику требуются только качественные вопросы и задания учебника для понимания сути того вопроса, которые мы изучаем. Ведь на самом деле, они проверяют конкретные компетенции учеников, понимают ли они суть того материала, котором изучали на уроке. Мы говорим, что есть не качественные вопросы и есть качественные вопросы. По ответам учеников учитель сразу поймёт, насколько хорошо усвоены знания, и каков процент учеников, которые понимают этот материал. Существует один замечательный способ: на помощь учителю могут прийти сигнальные карточки, которые желательно использовать в разных цветах – трёх и более. То есть, если один ребёнок отвечает на вопрос, весь класс поднимает сигнальные карточки: зелёный, если не согласны с этим ответом, красный, если не согласны с ответом, или ответ не полный, или есть ошибка.

Давайте вернемся к целям тех уроков и ещё раз обратим внимание на предметные результаты, метапредметные и личностные результаты. Возьмем для примера урок по теме «Теорема Виета». Понятно, что предметными результатами здесь является достижение того, что ученики сами увидели закономерности и связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. А кто-то сам увидит и быстрее учителя сформулирует это еще до наводящих вопросов. Также целью является сформулировать теорему Виета, привести ее доказательство и обратную теорему и показать целый веер заданий, где используется теорема Виета, от самых простых заданий до заданий с параметрами.

Метапредметными результатами для школьников является анализ того, что им учитель дал на уроке. Они классифицируют квадратное уравнение в приведенное или неприведенное. Учащиеся также доказывают теорему Виета для приведенного уравнения и не приведенного уравнения, обобщают знания, когда переходят от квадратного уравнения с заданными коэффициентами к квадратным уравнениям общего вида. Но мы ставим цели исследования каждый раз, когда доказываем утверждения, выдвигаем гипотезы и используем представление информации в символической буквенной записи и в табличных формах, так как мы используем таблицу в течение всего урока. Также мы развиваем тоже и память, потому что даем детям стихотворение на запоминание теоремы.

Личностные результаты, конечно, у каждого ученика свои. Мы об этом говорили в плане рефлексии и цели уроков, которые ученик сдает на проверку. Всегда полезно поговорить о цели урока, рассмотреть ее в начале открытого урока или конкурса по математике. И в зависимости от этих целей мы знаем, на что расставлять акценты в ходе просмотра урока. И обязательно необходимо возвращаться к целям и смотреть, реализованы ли они.

После анализа достижения целей правильно будет переходить к формулировке домашнего задания. Учителям, использующим дидактические и методические материалы по математике, доступен целый веер заданий, которые нужно научиться решать. Поэтому в домашнее задание нужно включать задания разных типов. Можно по-разному поступать с домашними заданиями, можно выделять задания простые и сложные, для детей, которые хотят решать творческие задания, которые мы даём задачи на смекалку и так далее. Можно давать отдельно творческое задание для сильных учеников. На самом деле, можно об этом не говорить ученикам, а просто сказать, что есть интересное для вас творческое задание. Это творческое задание очень важно.

Так как примером сегодня у нас является конкурс по математике, то примером творческого задания возьмем доказательство того, что если в квадратном уравнении общего вида сумма коэффициентов равна нулю, то один из корней единица, а 2й находится по формуле корней Виета. А также задание, где коэффициент А минус B плюс C равно нулю, то один из корней равен минус единице, а второй  находится по формулам Виета. Этот подход является основополагающим не в восьмом классе, а в десятом-одиннадцатом классе, когда мы будем решать логарифмические и тригонометрические показательные уравнения, сводящиеся к квадратным. Там ситуация с корнями наиболее очевидна и часто будет использоваться. Дело в том, что основная часть времени должна уходить на решение тригонометрического уравнения в основной части задания, а не на нахождение корней квадратного уравнения. Здесь усваивается уже материал старшей школы, и чтобы упростить техническую часть задания мы будем часто поступать именно так, чтобы проще решать задания, которые на следующем уроке обязательно войдут в самостоятельную работу, конкурс по математике или в математический диктант. Для слабых учеников это очень важно то, за что будет выставляться отметка на следующем уроке. И слабых учеников ни в коем случае нельзя вызывать на новый материал, потому что у них пока не сформированы никакие еще умения, и тут лучше работать с сильными учениками. Вызывают нужно к доске детей с определенным типом темперамента. Это должны быть сангвиники или холерики, которые любят работать в экстремальных ситуациях, быстро схватывают материалы и готовы выходить к доске, работая вместе с учителем и открывая  и формируя некоторые умения.

Хочется также в контексте данной темы поговорить о важности рефлексии именно на уроке или конкурсе по математике. В начале урока обычно мы можем попросить детей, чтобы они сформулировали свои личные цели на урок, можно и даже их записывать на доске. А потом нужно подвести итог этим целям. В связи с тем, что ученик иногда не знает, что он будет изучать на этом уроке, то у него есть более простые цели получить пятерку на уроке, выполнить на отлично самостоятельную работу. Дело в том, что он дома он готовился, выполнял домашнее задание, решал, сверял с классной работой, несколько раз решал задания. Он также анализировал записи, которые были в классе, и проверял их правильность. Он готовился к выполнению типовых заданий, которые мы в будущем включили бы в домашнее задание, и это не значит, что он их обязательно записал в тетрадь. Он мог их записать на листочке, смотреть решение в учебнике и так далее.

Цель, которую ставит ребёнок на урок, не всегда связана непосредственно с темой урока. Но свои личные цели всё-таки ребёнок ставит. Либо он хочет получить замечание от учителя, либо хочет выйти к доске, либо он хочет исправить свою отметку, либо хочет участвовать в творческой деятельности на уроке, хочет открыть новые знания, хочет сам дать новую формулировку и так далее. Вот какие цели ребёнок может прописать. В конце урока как раз можно подвести итоги этим целям, и это очень интересно. И если цель не достигнута, то либо не было возможности на уроке, либо содержание материала было такое, что в них он не смог себя проявить, либо есть какие-то проблемы. Когда ученики подводят итоги и говорят, что им удалось достигнуть своей цели, то это уже идет разговор о домашнем задании, плавно перетекающем из видения своей проблемы и озвученной идеи. Ребенок себе в домашнее задание может записать задание, чтобы повторить проблемные позиции в пройденной теме.


<<< Вернуться к списку статей

Возможно, вам будут также интересны:

Пособия к дистанционным олимпиадам

Для подготовки к олимпиадам учащиеся могут обратиться как к своему учителю, так и попробовать это сделать самостоятельно. Именно для тех, кто готовится дома и выпускаются специальные пособия, доступные в продаже как в сети интернет, так и на прилавках книжных магазинов.

09.10.2019
Олимпиадные задачи и другие виды заданий для дошкольников

В первых двух частях данного цикла статей о дошкольном образовании мы затронули примеры развивающих задач. Следующий вид заданий – это задания на виды объектов. В них развивается умение абстрагироваться, умение увидеть предмет и его свойства.

02.10.2018
Принципы олимпиады по математике для дошкольников

При обучении математике детей дошкольного возраста самым главным принципом является необходимость сформировать в детях и раскрыть интерес к предмету. Давать положительные эмоции в процессе обучения, заложить основу и не потерять ее по дороге к начальной школе.

03.10.2018