Олимпиада по истории и адаптация к ней с раннего возраста

Олимпиада по истории и процесс адаптации детей

Данная статья посвящена специальному методу подготовки детей к олимпиаде по истории “Отличник” еще с дошкольного возраста, который включает в себя дистанционные курсы и всероссийские конкурсы.

Мы уже говорили о том, что вопросы олимпиадной подготовки это не только и не столько вопросы обучения, сколько вопросы гармоничного интеллектуального развития детей, становление и развитие их личности. Дети могут относительно успешно готовиться к школьному обучению и на базе образовательного учреждения, и в семейных условиях. Но именно школа по своей специфике способна не только и не столько подготовить, сколько адаптировать ребенка к будущей школьной жизни и олимпиаде по истории. Вопросы установки, которые предлагаются участникам олимпиады те же самые, но сегодня мы рассмотрим эти вопросы и установки с точки зрения изучения разных разделов истории мира и нашей страны. Важно знать с позиции будущего читателя, о чём необходимо иметь представление будущим участникам мероприятий, чему необходимо научиться ребёнку до прихода на конкурс в школу, и, наконец, какие знания и умения могут пригодиться старшим школьникам на этом поприще, а какие знания, собственно говоря, будут еще не актуальны в этом возрасте.

Курсы адаптации, как и дистанционная всероссийская олимпиада по истории для 5-11 классов, проводятся при многих образовательных учреждениях уже 18 лет и последние 10 лет методической основой, программной основой деятельности курсов являлась устоявшаяся программа всероссийских олимпиад и конкурсов для школьников. Но что свойственно обычно педагогам, они берут что-либо за основу, а потом этот материал перерабатывают и пересматривают через призму своего образовательного учреждения. Таким образом появилась программа адаптации ребенка к условиям школьной жизни, целью которой в настоящий момент является создание условий для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста, причем это развитие, которое позволит им в дальнейшем овладевать программой  первого образовательного уровня в любом образовательном учреждении.

Перед преподавателями и воспитателями ставится ряд задач. Мы обращаем внимание на решение проблемы преемственности, но при этом стараемся содержанием и методическими подходами олимпиадной подготовки не дублировать школьную программу.

Поскольку курсы, конкурсы и олимпиады являются не столько подготовительными, сколько адаптационными, то учитель ставит перед собой задачу погрузить будущих первоклассников в функционирования определенных моделей: «учитель-ученик», «занятия-перемена», «учебное помещение - места общего пользования» и так далее. Безусловно, мы заботимся об охране и укреплении здоровья детей. Ведь здоровье - это не только физическая составляющая, но ещё и социальная психологическая. Уделяется внимание развитию психических процессов и качеств личности, познавательной и эмоционально-волевой сферы. У детей развивается речь и коммуникативные навыки, безусловно, систематизируются те представления об окружающем мире и мире природы, которые уже есть у старших дошкольников. Также одними из важных задач являются обучение слоговому чтению, становление первоначальных представлений об истории, развития мелкой моторики пишущей руки ребёнка и, конечно же, воспитание самостоятельности и умение работать в коллективе, действовать определённым правилам.

Реализуя курсы адаптации к олимпиадам по истории, мы должны следовать ряду принятых принципов. Эти принципы уже давно опубликованы, и все программы предшкольной подготовки стараются им следовать. Среди них есть единство обучения, развития и воспитания, учет индивидуальных особенностей участников олимпиад и конкурсов, проявление уважения к ребенку и результатам его деятельности с разумной требовательностью, а также наглядность, последовательность и систематичность. Особый акцент хотелось бы сделать на заключительном пункте принципов наглядности.

Выше были перечислены те принципы, которым помимо учителей и преподавателей также неукоснительно следуют организаторы дистанционных олимпиад по истории и конкурсов, а также разработчики методической литературы, создавая свои учебные пособия для дошкольников и учебно-методические пособия для педагогов и родителей.

В программу курсов адаптации ребенка к условиям школьной жизни включены предметы, которые позволят зародить и совершенствовать у ребенка чувство ответственности за состояние собственного организма, развивать речь и коммуникативные умения будущих первоклассников, систематизировать и заполнять пробелы в знаниях об окружающем мире, научить детей слоговому чтению, совершенствовать мелкую моторику части ведущей руки будущих первоклассников, а также развивать первоначальные математические представления.

Курсы адаптации могут действовать в определенном режиме, который уже сложился на протяжении последних десяти лет и доказал свою эффективность. Они в самом идеальном случае должны функционировать в течение 25 учебных недель с учётом каникулярного времени, начиная в начале октября и завершая работу в конце апреля. Практикующие учителя поймут, что в сентябре и мае есть, чем заняться помимо адаптации будущих первоклассников к процессу обучения. Занятия могут проводиться два раза в неделю, в понедельник и в среду.

Курсы, которые были перечислены выше, мы делим на три части, причём стараемся их разбивать так, чтобы они попадали в расписании в разные дни, и один ребёнок или одна группа течение одного учебного дня рассматривала разноплановые предметы. Продолжительность занятие лучше делать 25 минут, ведь есть небольшие перемены 5-10 минут. Группы нужно делать небольшой комплектации - по 10 человек.

Ещё один очень важный момент, который мы всегда стараемся соблюдать, и который для многих образовательных учреждений и курсов подготовки адаптации является новшеством. Все шесть предметов и разделов истории преподаются разными педагогами, поскольку процесс адаптации к олимпиадам не подразумевает процесса привыкания или адаптации к личности конкретного учителя.

Безусловно, результат как промежуточный, так и итоговый, необходимо обязательно отслеживать, поскольку и родителей интересуются тем, как продвигаются дела будущих первоклассников, и работникам школы тоже необходимо знать о том, какая присутствует динамика развития у потенциальных обучающихся.

Отслеживание динамики развития детей происходит по целому ряду показателей. Они достаточно условна разделены на три группы: психологическая готовность к обучению, развития школьно-значимых функций и развитие познавательной деятельности. По каждому из этих 11 показателей 6 педагогов отслеживает динамику развития каждого ребенка, используя разбивку по уровням. Точкой отсчёта является возрастная норма, то средний уровень проявления всех качеств, которые были описаны ранее. Это и есть и адаптация к процессу оценивания, к современному пониманию этого процесса. С таким подходом мы не считаем вниз от отметки 5, а считаем от оптимального базового уровня среднего ученика данного возраста вверх, как превышение нормы или вниз, как её недостижение.

Что касается отслеживания динамики результативности деятельности курсов как услуги, действующей при школе, то можно сказать следующее. Во-первых, утверждать, что дети, проходившие курсы адаптация при школе, лучше подготовлены к обучению, не стоит. Но при том что стартовый уровень ребенка первоклассника, посещавшего и не посещающего подготовку может быть абсолютно разным, причём детей, которые были подготовлены к школе даже лучше, может быть и больше за пределами курсов, но тех детей, которые посещали курсы адаптации, отличает стабильность и более выраженная положительная динамика, а также хорошо пройденная олимпиада по истории на высокий балл.

Так называемые хорошо подготовленные дети очень часто на поверку оказываются детьми, натренированными на выполнение определенных заданий. Этой базы и этого запала, даже если готовящие учителя очень старались и дали ему программу не только первого но и второго класса внедрили в ребенка, порой хватает очень не надолго. И тогда ребенок постепенно переходит от динамики положительной к динамике отрицательной, что наблюдается гораздо реже у детей, которые курсы адаптации посещали.

Десятилетний опыт работы педагогов и учителей начальных классов школы олимпиадной подготовки в рамках курсах адаптации вылился в набор учебно-методических пособий. Этот комплект тетради на печатной основе для детей и учебно-методического пособия для учителя не претендует ни в коем случае на новизну ни в целеполагании, ни в содержании, методическом инструментарии и прочих аспектах предшкольной подготовки. Важной отличительной чертой серии является отбор материалов, которые дают возможность незамедлительно применить на практике конкретные разработки по там шести уже перечисленным курсам и олимпиадам.

Сегодня мы совершили необычный экскурс в историю становления такой услуги, как курсы адаптации к условиям школьной жизни и всероссийских олимпиад по истории, а также сделали общий обзор этого направления в работе образовательных учреждений.


Поделитесь с друзьями или коллегами!


Возможно, вам будут также интересны:

Всероссийские олимпиады, как путёвка в светлое будущее.

Хорошим стимулом для получения нужных знаний и саморазвития являются дистанционные и школьные олимпиады, которые проходят в России каждый год.

28.01.2022
Подготовка школьников к олимпиадам по химии (Часть 1)

Сегодня мы расскажем вам историю создания системы олимпиадного движения в России, рассмотрим сходства и различия олимпиад и ЕГЭ по химии.

14.01.2020
Мифы и факты об олимпиадах

До сих пор в обществе бытует мнение, что школьные олимпиады предназначены только для одаренных учеников. Но это далеко не так.

27.12.2021


Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев.


Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки