Учимся читать по-английски с олимпиадами "Отличник" (Часть 1)

Учимся читать с олимпиадами Отличник

Известно, что олимпиады по английскому языку помогают не только оценить знания, но и могут многому научить своих участников. Давайте учиться читать вместе с олимпиадами «Отличник».

Чтобы понять, что чувствует ребенок возраста, когда учится писать свои первые слова, взрослому достаточно попробовать написать любое предложение левой рукой, если он всегда писал правой рукой.

Для тех, кто хочет почувствовать себя ребенком, который учится читать, также есть интересная методика. В данном примере мы будем использовать польский язык. Давайте вместе с вами попробуем погрузиться в мир детей дошкольного возраста.

Стихотворение Гжегоча ОйцовичаОбратите внимание на изображение и попробуйте прочитать то, что там написано. Вряд ли среди нас есть знатоки польского языка, и справиться с данным заданием удалось бы немногим. Так как мы с вами люди опытные и бывалые, то, по крайней мере, судя по форме слога и форме слов можно сказать, что перед нами, как минимум, поэтический текст. То же самое испытывает ребенок школьного возраста на олимпиаде, видя перед собой эту череду печатных знаков, он что-либо в них уже узнаёт. Также бывает и с ребятами, которые хотят науиться читать на не родном для них языке.

Частично переведенное стихотворение Гжегоча ОйцовичаТеперь обратите внимание на следующее изображение и снова попробуйте прочитать то же стихотворение, но только с некоторыми вкраплениями уже узнаваемыми. Это уже не только форма, на уровне элементов содержания появились слова. Для понимания на картинке также изображен автор и польский филолог-переводчик Гжегоч Ойцович. Он единственный польский филолог, который занимался переводами на свой родной язык работ Бориса Поплавского. А теперь даже если представить оригинал этого стихотворения, которые изначально было написано по-русски, то даже в этом случае мы понимаем, что не все понимаем. Все символы нам знакомы, даже слова мы можем озвучить, но, тем не менее, для того, чтобы постичь смысл, необходимо совершить ещё несколько как минимум шагов, пройти элементарный экскурс в историю, узнать мир увлечений Бориса Поплавского или хотя бы нужно элементарно погрузиться в ту атмосферу, в которой данное тематическое стихотворение создавалось.

О чём сейчас идёт речь? Речь не о том, что мы сейчас отвлеклись от процесса изучения английского языка и начали изучать творчество поэта эмигранта, а о том, что  процесс обучения чтению не заканчивается тем, что дети разучили буквы, смогли озвучить, что они разучили, и уже способны читать. Это заблуждение редко свойственно педагогам и  учителям, по крайней мере, начальных классов или тем, кто работает в образовательных учреждениях. Это заблуждение очень распространено среди родителей.

Можете привести классический пример из «Алисы в Зазеркалье», когда Алиса открывает книгу и видит текст в зеркальном отображении, потом вспоминает, что она в другом мире и текст отражается и читается уже в другом виде. Отражение есть не только зрительное, но и внутри того, кто читает. Этот классический пример создан для того, чтобы понять смысл процесса чтения.

Олимпиады по английскому языку "Отличник" ни в коем случае не ставят перед собой цель настолько сильно погрузить ребёнка в этот процесс, но что мы можем сделать? Мы можем пробудить у детей интерес к процессу чтения и погрузить их в ту самую атмосферу обучения чтению, а также дать вообще представление о том, что обучение грамоте не ограничивается изучением читать и писать.

Таким образом, для реализации наших задач мы задаемся скромными, но вполне реальными и достижимыми целями:

  • становлением определённого умения работать в коллективе
  • стимулирование детского интереса к самому процессу чтения, любви и бережному отношению к любому языку

Олимпиады по английскому языку "Отличник" призваны решать ряд образовательных задач:

  • погружение детишек в атмосферу урока посредством чередования игровой и учебной деятельности
  • создание условий, которые позволят дошкольникам почувствовать близко положительную мотивацию, нужной для овладения правильного, плавного слогового чтения
  • дать детям возможность узнать, для чего нужно уметь читать на английском языке. Если задать вопрос ребенку дошкольного возраста о необходимости чтения, то можно услышать много вариантов ответов. Но очень редко ребёнок при этом ответ соотносит с какими-то личными убеждениями. Обычно он отвечает, потому что мама сказала, что надо, потому что много книжек и т.д. А почему это нужно лично ему, можно дать понять ребенку еще до поступления в школу.
  • развивать у детей умения вслушиваться в речь, в отдельные звуки, ясно отчётливо и правильно их произносить, если конечно речевой аппарат ребенка позволяет это сделать и нет каких-то логопедических осложнений. Ребенок должен уметь правильно дифференцировать звуки и их охарактеризовать
  • развивать и корректировать фонематический слух детей
  • на элементарном уровне проводить звуковой анализ слов
  • переходить к упражнениям в плавном слоговом чтении и изображении начертания печатных букв

Каждая олимпиада по английскому языку строится по определенной логике. Это нехитрый набор этапов и заданий. Среди них есть фонетическая зарядка с вычленением звуков, процесс описания характеристик изучаемых звуков, обозначение изучаемых звуков буквами, физкультминутка, пробные задания с использованием изучаемых букв в словах и рефлексия. Для особо успевающих учеников могут быть проведены дистанционные олимпиады по английскому языку одновременно с работой по содержанию страницы рабочей тетради.

Условно задания на олимпиады по английскому языку можно поделить на 4 категории:

  • задания, в рамках которых мы рассматриваем с детьми гласные звуки и, соответственно, те буквы, которыми эти звуки обозначают. речь идет о так называемом гласных верхнего ряда
  • задания, в рамках которых мы рассматриваем согласные в зависимости от позиции твёрдости и мягкости
  • задания, в рамках которых мы рассматриваем согласные, обозначающие один звук
  • самые сложные задания, на которых внедряются элементы пропедевтики и рассказываются основы йотированных гласных. 

В рамках этих 4 категорий есть примеры страниц из учебного пособия для школьников по каждому из озвученных этапов.

Давайте вернемся к заданиям олимпиад по изучению букв и основ чтения на английском языке. Что подразумевается под физической зарядкой в процессе обучения? Речь идет не только о развитии и совершенствовании речевого и артикуляционного аппарата дошкольников. Главная цель этого этапа вычленить звуки из речи, близкой и понятной дошкольникам. Для этого им могут предлагаться даже самые простые вопросы и задания типа «Как правильно мычит корова?».  И произнося простые звуки, они вычленяются и сопоставляются друг с другом. Эту разминку артикуляционного аппарата можно делать и на основе скороговорок и частоговорок, позволяющих заострить внимание и выйти на ту букву и те звуки, которые будут рассматриваться в рамках занятий.

Также, после того, как эти звуки определены, детям предлагается их узнать уже на новом материале. В некоторые олимпиады по английскому языку включается игра «Кто внимательней». Она тоже может быть в абсолютно разных вариациях. Педагог перечисляет ряд слов и просит, если вы услышите в данном наборе новый звук, то нужно похлопать в ладоши. Также возможно вычленение  новых звуков по иллюстрациям, которые заложены в методическом пособии.

Следующее задание – это характеристика изучаемых звуков. Наша цель научить детей не только дифференцировать звуки, но и правильно их называть и охарактеризовать. В рамках курсов адаптации мы не ставим себе задачу научить детей дифференцировать согласные звуки, например, по звонкости-глухости. А вот на уровне отличить гласный звук, а согласные между собой отличить твердый от мелкого, такие задания детям предлагается в системе. Традиционно можно предложить детям нескучную популярную мелодию и распеть ее на тот согласный звук, который рассматривается на занятии. Если речь идет о звуках согласных и это согласные звуки, которые обозначают одной и той же буквой, то группу можно поделить на подгруппы, и условное название таких игр можно определить, как «камень-вата». Учитель называет в разбивку слова, которые содержат либо твердый, либо мягкий звук, на который дана установка, и группы детей слышат слова и реагируют на свой звук. Вообще в любой игре для детей речь идет о том, чтобы научить ребёнка вслушиваться в звучание слова, ведь когда, например, йотированные гласные обозначают два звука, это хорошо слышно и различимо.

Активного мы стараемся использовать средства обратной связи. Ведь вы понимаете, что это позволяет держать группу в тонусе и не дает возможность детям отвлекаться. В рамках занятия виды деятельности меняются достаточно быстро, но, тем не менее, элементарные психологические особенности детей школьного возраста имеют такую специфику, которая не даёт нам уверенности в том, что ребенок в течение всех двадцати пяти минут занятия будет на сто процентов внимательным и трудоспособным. Поэтому на помощь нам приходят средства обратной связи, условные знаки. Это могут быть карточки разного цвета: гласный звук - красная карточка, согласный твердый - синяя карточка, согласный мягкий – зелёная карточка. Можно предложить детям реагировать не условными сигналами, а этими карточками. У каждого ребёнка этот набор карточек, учитель перечисляют слова, и по установке, какой звук слышит ребёнок в слове, такой карточкой он и реагирует.


Поделитесь с друзьями или коллегами!


Возможно, вам будут также интересны:

Олимпиада для школьников простыми словами

Эта статья предназначена для учащихся, которые планируют начать свою олимпиадную деятельность и хотят в общих чертах понять, что представляет собой олимпиада. Мы постараемся описать их, используя простые слова и доступные аналогии.

09.04.2021
Дошкольное образование в нашей стране

Круг вопросов, касающихся дошкольного образования в России достаточно широкий. Сегодня коренным образом изменилась ситуация с образованием в нашей стране, и продолжать заниматься с детьми, организовывать занятия, обучать детей в рамках старой образовательной деятельности уже совершенно невозможно.

19.09.2018
Литература от Гомера до наших дней

Данная статья предназначена для учителей литературы, английского и русского языков, для участников активной защиты своего любимого предмета. И именно поэтому стоит подумать коллективно над тем, какими были и какими должны быть олимпиады и учебники по этому предмету.

24.10.2018


Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев.


Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки