Судьба учебников литературы от Гомера до наших дней

Литература от Гомера до наших дней

Данная статья предназначена для учителей литературы и участников олимпиады по английскому языку и русской словесности, для участников активной защиты своего любимого предмета. И именно поэтому стоит подумать коллективно над тем, какими были и какими должны быть учебники по этому предмету. Нужны ли они, зачем и как с ними может отработать каждый из учителей-словесников. Поэтому статья называется необычно, не только «судьба учебников литературы», а еще имеет дополнительную фразу «от Гомера до наших дней».

Судьба художественного слова всегда была весомее, чем судьба любого учебного предмета. художественного слово это то как мы владеем не только своей речью, но и своей мыслью и своими чувствами. Поэтому в учебнике первая фраза - это две строчки стихотворения: «Ведут беседу двое - Я и Книга, и целый мир неведомый кругом». Литература вводит читателя в мир жизни в самые разные ее части и разделы, но даёт Не только это. Она пробуждает творческое начало в каждом человеке литература Это не просто рассказ о жизни – это умение эту жизнь увидеть, пережить, осмыслить и найти для неё самые выразительные, самые точные слова. Это уже искусство слов, которым чем лучше мы владеем, тем интересней складывается и протекает наша жизнь.

Но как же шаги этапы человеческой мысли над созданием учебника. Первый этап это произведения Гомера. Многие историки об этом писали, что Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея» в течение ряда поколений были учебниками жизни для растущих ребят. Они рисовали картину мира, они снабжали нужными словами, структурами и помогали выражать свои мысли и чувства. Это условно первая ступень в пути будущих учебников литературы. Если обращаться к истории русского учебника, то можно сказать, что первый шаг осуществил в значительной степени, и, конечно, предложил сегодняшний литературный язык нам слушателям и читателям именно Михаил Ломоносов.

Он прославился сначала своими «словами» («Слово о стекле» и т.д.). Эти слова сделали его известным не как писателя, а как, скорее, популяризатора важных и нужных знаний. И рядом с этим шла его работа, которая уже целиком относится к нашей с вами сфере. Это его статьи и произведения, которые говорят о русском языке, это его многочисленные поэтические труды, его оды, его «Памятник». Будем считать, что это ещё одна ступень на пути создания учебника, на пути к учебнику литературы.

В тысяча восемьсот двадцать втором году один из исследователей русского языка, журналист, может быть, и не очень популярный, но очень работоспособный, создал первую, как говорит наша краткая энциклопедия, первую книгу, которую можно считать историей русской литературы. Однако обучение по этому произведению, строилась пока еще по средневековой практике. Это было заучивание текстов, элементов творчества. Нужно было заучивать тексты учебников наизусть. Долгие годы поиски не прекращались. В девятнадцатом веке чуть позже стали появляться книги Буслаева, Стоюнина, Виноградова и многих других авторов. К годам нашей революции этих авторов было много, и учебники были разных типов. Одни описывали биографии и тексты, другие пытались искусство слова, как школу владения словом самого ученика. Были учебники и очень интересные, которые целиком на протяжении сотен страниц были посвящены освоению описаний, повествований и рассуждений целиком. Это было уже в начале двадцатого века.

Старые учебники литературыКогда произошла революция старые учебники продолжали действовать некоторые годы, но мощный напор социологии и, главным образом, вульгарной социологии подчинил еще не организовавшуюся в какую-то единую форму учебники этому грозному и сильному влиянию. Важно было то, что разнообразные типы учебников попытались найти какую-то общую структуру, и возникли стандартные учебники-хрестоматии, также как и стандартные требования к школе, как таковой. Они были, с сегодняшней точки зрения, давно ушедшим явлением, но они тяготели к объединению, это во-первых, а во-вторых, такие методисты, как Голубков, Татьяна Александровна Рыбникова, уже почувствовали мощный заряд творчества, который заложен именно в уроках литературы.

В тридцатые годы это было мощным, серьезным и влиятельным явлением. Например, Мария Александровна Рыбникова, одна из самых талантливых методистов советской поры, создала очень интересный сборник, который назывался «Загадки». В этом сборнике были собраны все русские загадки, которые сумела найти она печатным изданиям, по устным источникам. Но кроме этого она организовала работу по сбору живорождённых в школах страны. И особенно активны были школы Сибири. В этом сборнике находятся загадки про те вещи, которые в тот момент появлялись и рождались. Это были первые толчки в сторону осмысления урока литературы, как уроков потенциального организатора творчества. Дело не в том, чтобы разгадать загадку. Когда мы обращаемся к загадке, гораздо сложнее понять, как она рождена, что подтолкнуло автора к ее созданию.

Так четко организованные, идеологически четко заданные системы уроков довлело над школой в течение многих лет. Но нужно учесть, что учебник и программа были жесткими, и даже часто звучал восторг по поводу того, что одно и то же стихотворение изучается на Камчатке и в Москве в один и тот же день. Однако главное было не в этом. Словесник всегда был носителем лучших произведений отечественной и зарубежной классики, который он приносил в школу. И именно их влияние определяло то самое человеческое и важное воздействие  предмета, на котором мы сейчас строим свою работу. Но, начиная с конца двадцатого века и продолжая сегодняшним днем, школа пытается перестроиться, и, самое главное, школа пытается создать какое-то пособие, которое помогало бы работе в классе, которое помогало бы освоить одно из труднейших и абсолютно необходимых искусств – искусство слова.

Так возникли сегодняшние поиски, которые включает в себя несколько серий учебников. Каждый из них ищет наиболее целесообразный путь. Каждому коллективу авторов кажется, что этот путь именно его. Самое важное во всём этом то, что нам, сегодняшнему поколению, доверено право искать лучшие решения. Из совокупных поисков постоянно и будет возникать какая-то новая программа по литературе, будут проходить дистанционные олимпиады по литературе, будут появляться новые серии учебников.


Поделитесь с друзьями или коллегами!


Возможно, вам будут также интересны:

Методическая концепция олимпиадных учебников

В текущей статье мы постараемся охватить дополнительные качественные аспекты методической концепции дистанционных олимпиад, применяющихся учителями в учебной деятельности и подготовке учащихся к различным конкурсам и олимпиадам.

10.09.2019
План выступления на олимпиаде по информатике и программированию

Как нужно вести себя на олимпиаде по программированию, и какой план нужно выбрать участнику в период подготовки ответа и в период выступления перед членами жюри и проверяющей комиссии?

19.05.2020
Расширение спектра процессуальных умений

В данной статье мы продолжаем подробно рассмотривать структуру системно-детельностного подхода к подготовке дистанционных олимпиад на примере учебников для школьников.

09.09.2019


Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев.


Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки