Всероссийские дистанционные олимпиады как элемент смешанного обучения

Дистанционные конкурсы как элемент смешанного обучения

Под веянием современных тенденций мы видим, что то, что мы делали раньше, независимо от нас начинает трансформироваться и меняться, потому что меняется мир, меняемся мы, меняются запросы, смешались Интернет, риски, образовательные направления и т.д. Все это на сегодняшний день позволяется представить то, какими мы видим в дальнейшем всероссийские дистанционные конкурсы и олимпиады в сети Интернет. Мы их видим элементом смешанного обучения.

Вообще, дистанционное олимпиадное движение появилось и получило развитие довольно недавно. Это произошло в 1998 году с приходом в образовательные учреждения и школы сети Интернет.

Конечно, без истории невозможно полностью описать все ситуацию с дистанционными олимпиадами, и хотелось бы сделать небольшой экскурс в эту историю. Существует несколько этапы развития олимпиадного движения школьников. Явно многие этапы вам знакомы. Самый первый этап – это зарождение олимпиад в высших образовательных учебных заведениях страны. Далее идет научно-технический этап, за ним естественнонаучный. Эти два этапа происходили в пятидесятых годах двадцатого века. В шестидесятых годах впервые начали зарождаться массовые олимпиады. Они проходили на уровне уже отдельных субъектов страны. Затем можно выделить постсоветский этап развития олимпиад и конкурсов. И далее идет самый главный шестой этап развития олимпиад – это дистанционный этап в конце девяностых годов, когда у нас появились первые всероссийские дистанционные конкурсы. Всё логично, пришел в школу интернет, и, соответственно, педагоги увидели что-то новое и решили это применить в образовательном процессе. Так появились дистанционные олимпиады и первые мероприятия.

Зарождение дистанционных конкурсов через интернетСамо понятие дистанционного конкурсного движения школьников развивалось постепенно. Началом этого движения считают 1998 год. На одном из образовательных порталов появился первый конкурс. Тот портал был единственным на тот момент агрегатором всех информационных дистанционных мероприятий. Учителя размещали и брали с него информацию. На старте в основном были дистанционные проекты. Целью первых дистанционных мероприятий было пополнения русскоязычного контента в сети Интернет и привлечения туда детей. Интернет развивался, и все начали постепенно переходить к массовому дистанционному конкурсу. На тот момент первый образовательный портал прекратил свое существование в смысле размещения дистанционных мероприятий. Связано это с тем, что те организации, которые проводили конкурс не один год, просто создали свои сайты и перестали пользоваться этим сервисом для размещения своей информации. Всероссийские дистанционные конкурсы становились массовыми, общее число участников достигало сотни. Наряду с проектами в сети стали появляться именно дистанционные конкурсы, где дети показывали свои знания. Целью было именно участие в соревновании. Отличным примером является лозунг того времени: «Приглашаем приять участие в международном или всероссийском конкурсе и помериться силами с участниками из других городов».

Следующий этап развития наступил в 2011 году. Он ознаменовался появлением обучающего компонента в дистанционных олимпиадах, конкурсах и мероприятиях. Мы поняли, что просто соревноваться не интересно. Вместе с соревнованиями очень важно и необходимо давать какие-то знания. Дети уже начали использовать Интернет как мобильную энциклопедию, как медиаресурс, соответственно это можно начать использовать в дистанционных мероприятиях. Цель проведения олимпиад уже можно сформулировать как «участие в соревнованиях с элементами обучения».

В 2013 году произошел переход на массовые дистанционно обучающие конкурсы. В этот момент целью дистанционного конкурсного и олимпиадного движения стало «обучение через участие в соревновании». То есть обучение выходит первый план. Есть уже разработанная за все эти годы апробированная всеми организациями, проводящими конкурсы и олимпиады в сети Интернет, технология проведения дистанционного конкурса. Она сейчас пока ещё не описана, не представлено в методических учебниках, но это проблема, ведь, как мы знаем должно пройти достаточно много времени, чтобы новая технология попала в учебники.

Новый тип конкурсов включает в себя обучающие конкурсные предметные задания, в связи с чем, для них сегодня можно применить такой термин, как массово дистанционно обучающий конкурс, сокращённо МДОК. Конкурс, который проходит в сети Интернет и обучает – это олимпиада или мероприятие, собирающее большое количество детей (не менее тысячи). Вторым условием является наличие платформы или посредника между учащимися и организатором. Данным посредником может служить сайт с возможностью регистрации участников, получения заданий и информации об итогах мероприятия. Конкурсные задания обязательно должны быть направленные на получение нового знания. Это новое знание должно быть не в одной какой-то конкретной предметной области, а во всех предметных областях, которые сегодня изучаются в школе. И самое главное, МДОК представляет собой соревнование в поиске и создании новых знаний через игровые технологии.

У многих педагогов, которые вместе с детьми регистрируются для участия в олимпиадах и конкурсах, зачастую возникает вопрос «дети этого не изучали, почему это задание присутствует в олимпиаде». Существует один стандартный ответ «задания дистанционных олимпиад и конкурсов в формате МДОК - это не контрольная работа, они не соответствуют тому, что изучали дети сейчас в школе. Задания соответствуют возрастным особенностям детей, той возрастной группе, для которой эти задания представлены».

Что же такое смешанное обучение в контексте дистанционных олимпиад и конкурсов? Это образовательный подход, совмещающий обучение с участием педагога с онлайн обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени и темпа обучения. Это очень нам подходит для конкурса в формате МДОК.

Что представляет собой симбиоз конкурса в формате МДОК и смешанного обучения?. Допустим, есть стандартный школьный предмет "История" для пятого класса, есть темы уроков, есть ФГОС, который приводит это в соответствие, есть требования к результатам образовательной программы по истории. Все это есть в школе. С другой стороны, для поддержки этого обучения есть олимпиада по истории или конкурс в формате МДОК, который предлагает мероприятие, соответствующее теме, изучаемой в школе. Таких олимпиад или конкурсов нужно столько, сколько тем в этом школьном предмете.

Возможности дистанционных конкурсов и смешанного обученияКакие возможности есть у смешанного обучения и дистанционных олимпиад? Существует три модели обучения с применением всероссийских дистанционных мероприятий. Первая модель «последовательная», когда в школе проходят тему и последовательно ребёнок может поучаствовать в конкурсе, для того чтобы расширить свое образовательное пространство. Задания олимпиады в этом случае не повторяют то, что было на уроках. Это не практические задания, а именно задания на расширение кругозора по заданной теме. Также есть модель «с опережением». В этой модели подразумевает то, что ребёнок раньше урока попробовал поучаствовать в конкурсе, получил те знания, которые ему захотелось получить. И третья модель – это «шаг назад». По ней ученик просто через какое-то время возвращается к определенной теме, которую давно прошел и хочет повторить пройденный материал.

Обычно дети в начальной школе всегда стараются узнать до урока что-то больше, прийти с этими знаниями и уже быть готовыми к трудностям, которые их ждут. В старших классах немного другая картина, и для этих возрастов применяется больше модель «шаг назад» для повторения материала.

Стоит сказать про перспективы смешанного обучения и массовых всероссийских дистанционных олимпиад. Во-первых, это может быть стопроцентным сопровождение образовательного процесса, когда есть образовательный процесс и такая платформа, на которой есть массовые дистанционно обучающие конкурсы, поддерживающие школьное образование. Во-вторых, это возможность построения индивидуальной образовательной траектории школьника, когда он учится на этих мероприятиях, соответственно, заранее дополняя свое образовательное пространство школы. В-третьих, это появление новой формы обучения школьников, которая через олимпиады и конкурсы позволит ребенку получить те знания, те компетентности, которые сегодня даёт современная школа. Дистанционные олимпиады и конкурсы помогают школьникам не только сформировать представление о современном мире, но и скорректировать свой процесс обучения.


Поделитесь с друзьями или коллегами!


Возможно, вам будут также интересны:

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

У каждого ученика есть свои причины нежелания учиться. Как же помочь ребенку справиться со школьными трудностями?

19.01.2022
Расширение спектра процессуальных умений

В данной статье мы продолжаем подробно рассмотривать структуру системно-детельностного подхода к подготовке дистанционных олимпиад на примере учебников для школьников.

09.09.2019
Рекомендации по самостоятельной подготовке к олимпиаде по физике

В сегодняшней статье мы рассмотрим вопросы самостоятельной подготовки к олимпиадам по физике. Мы поможем вам узнать, как можно достичь успеха и добиться хороших результатов на олимпиаде по физике любого уровня.

02.04.2021


Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев.


Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки