Традиционный и компетентностный подход к подготовке участников олимпиад по математике

Традиционный и компетентностный подходы к олимпиадам

В данной статье пойдет речь о компетентностном подходе в обучении математике и применении этого подхода для подготовки школьников к дистанционным олимпиадам по математике. Понятно, что эта проблема на самом деле очень большая и она больше педагогическая. Ее можно рассмотреть на одном из уроков математики в восьмом классе.

Термин «компетентностный подход» и вся сопутствующая терминология появились в 2001 году, когда Россия и вступила в Болонский процесс. Все последующие реформы и модернизации системы образования, которые проходят в стране, все это связано с компетентностным подходом.

Очень сильно изменилась терминология. Это видно и по стандарту основного общего образования, и по примерным программам обучения, и по типовым заданиям дистанционных олимпиад, проходящих в школах. В данном подходе учитель оперирует тремя типами результатов учащихся: личностными, предметными и метаредметными. Данные типы результатов в данной статье будут рассмотрены в контексте определенного урока математики или олимпиады по математике.Ключевыми терминами, которые необходимо усвоить – это «компетентностный подход», «ключевые компетенции», «конкретные компетенции» и «компетентностные технологии обучения».

Если разговор идет о технологии, то это касается всех компонентов учебного процесса. содержания, средств обучения, методов и приёмов. Цели образования заключается в открытии и развитии у школьников способности самостоятельно решать задачи и олимпиады по математике, которые встречаются как в процессе обучения, так и в жизни, и потом в профессиональной деятельности.

Содержание образования составляет дидактические адаптированный социальный опыт людей, которые накопился в решении социальных, мировоззренческих и культурных проблем. Соответственно, организация образовательного процесса как бы заключается в том, чтобы в ходе этого самого учебного процесса мы научили детей самостоятельно решать разные проблемы, которые возникают - и познавательные, и коммуникативные, и организационные.

Оценка образовательных результатов также имеет место быть. Она связана с анализом уровня образованности, уровня обучения, которого достигли ученики в ходе того, чему их обучали.

На самом деле, прочитав предыдущие абзацы и определения, можно увидеть, что меняется не только терминология, но и суть вопроса. Не видно расхождения между стандартом, новыми подходами, личностно-ориентированной технологией и тем, что мы и провозглашали все эти годы. Все позиции освещались, озвучивались и раньше, но изменилась терминология.

Все же, не смотря на схожесть подходов к обучению школьников олимпиада по математике привносит и существенные различия, на которые стоит обратить внимание.

Первым отличием является вопрос о цели обучения. Первый раз мы встречаемся с формулировками целей при разработке уроков, олимпиад, при анализе открытых уроков. Там озвучиваются цели, прописываются, формулируется цели. И мы встречаемся с такой ситуации, когда формулируются не цели обучения, а педагогические задачи, и формулируются они с помощью слов «показать», «рассказать», «доказать», «показать применение» и т.д.  Мы описываем деятельность учителя, но не в этом суть педагогической работы. И поэтому вторым этапом формулировки цели является прописывание новообразования, которое происходит у ребенка в ходе этого урока, изучения этой темы, главы и параграфа.

Сейчас в компетентностном подходе развития навыка участия в олимпиадах по математике мы говорим о формулировке целей с точки зрения деятельностного подхода компетенции в деятельностном виде.

Если вы возьмёте рабочие программы, которые вышли в прошлые годы и которые есть на сайтах образовательных организаций готовящих учеников к олимпиадам, вы увидите, что ко всем пунктам учебника прописаны цели в компетентностном подходе, где будет написано, что ученики должны уметь делать, вычислять, решать задачи, пользоваться инструментамим и так далее.

В сравнении компетентностного подхода и традиционного подхода основная формула результата образования – это «что я знаю». Ранее учителя передавали им знания, от учеников требовалось воспринимать эти знания и возвращать их.  Они получали их в готовом виде, выдавали обратно также хорошо. Мы при этом хорошо развивали память, олимпиадные знания были готовы к применению. Но дети умели их применять в каких-то стандартных ситуациях, которые изучались и отрабатывались. И чем больше мы давали стандартных заданий на отработку этих умений, тем качественнее формировался навык. Но стоило немного изменить условия задания, как ребёнок приходил в тупик. Сегодня ребенок не может сказать «меня этому не учили», потому что много чему учат и, либо ты научишься мыслить и придумывать, пробовать, экспериментировать, исследовать, либо пройти олимпиаду по математике тебе не представится возможным. Противопоставляются два понятия «знаю что» и «знаю как». Теперь ребенок может знать, как найти, вычислить, как действовать в различных олимпиадных ситуациях, где найти информацию, где записана формула.

На данный момент различается и характер образовательного процесса. При традиционном обучении выделяется репродуктивный характер обучения. Здесь мы говорим о том, что детям знания выдаются в готовом виде. От ребёнка требуется только внимательно слушать, воспринимать, что также бывает сложно, и деятельность эта на самом деле не проста, и потом воспроизводить точно и правильно, отвечать на вопросы, которые ставят учителя. При этом было некоторое давления на ребёнка. Поэтому на текущий момент больше применяется именно продуктивный подход. Этот подход показал свою эффективность именно с творческой и проблемной аудиторией. Мы работаем в русле развивающего обучения, дознания, где конечное наблюдаются в готовом виде, но не всегда. Ведь многие дети хотят сами открывать знания, исследования, «приятно» ошибаться, делать правильные выводы, обнаружить что ты правильно дал формулировку и т.д. Ребёнок гордится тем результатам которую получил, и, конечно, это личностный результат. При данном подходе у учителей должны быть более глубокие знания в этом предмете. Ведь зачастую необходимо придумать контр примеры, увидеть везде ошибку, придумать соответствующий пример, подключить детей, чтобы они нашли опровергающий пример, показать способ решения и так далее.

Доминирующим компонентом процесса обучения и олимпиадного движения в традиционной системе является контроль. Это промежуточный контроль и итоговый контроль. Ученики постоянно боятся, контроля боятся снижения отметок. Данный подход сегодня перестает приносить соответствующие и необходимые результаты работы. Связано это с тем, что ученики стали более информированными, менее понимающими, дети стали труднее, они растут в более сложной информированной среде. Они по некоторым вопросам разбираются лучше, чем сами учителя. Учитель чувствует, что работать стало труднее. Поэтому в противопоставление традиционному подходу в компетентностном подходе доминирующим процессом подведения к олимпиадам является практика и самостоятельная работа.

Сегодня комплекс подготовки к олимпиадам по математике широкий, и конечно это возможность в самостоятельной работе организовать разную степень помощи, рабочие тетради помогут, оказывается помощь, даются образцы решения. Характер контрольных процессов в традиционном подходе дистанционных олимпиад носит статистические методы оценки учебных достижений. Важно учителю знать, какие задания нужно сдать, чтобы проверить знания и умения, понять подход к контролю знаний.

На сегодняшний момент используется совершенно другой подход к оценке олимпиад по математике. Это можно заметить также по ЕГЭ и по ГИА, какие типы олимпиадных заданий туда включены, что от ребенка требуется при комплексном выполнении задания. Есть задания, где действительно нужно комплексно выполнять то, что проверит комиссия, а есть и такие, где проверяется конкретно одна какая-то компетенция.  Например, покажи график функции, которая возрастает на промежутке, и больше ничего делать не нужно.

Сегодня отчетливее идет продумывание, как осуществлять контроль, для того чтобы мы видели не только знания, умения, которыми обладает ученики, но и уровень его развития, уровня его творческого развития, психического развития. С этой целью предлагаются не только тесты, разные виды контрольных мероприятий, дистанционные олимпиады, но и портфолио как одна из форм контроля творческой деятельности ученика. В нем собираются все картины, музыкальные произведения ученика, спортивные достижения, все его награды.

Проект дистанционные олимпиады и конкурсы «Отличник» поможет вам составить отличное портфолио для своих учеников. Красочные дипломы и сертификаты займут почетное место на страницах портфолио ваших подопечных.


Поделитесь с друзьями или коллегами!


Возможно, вам будут также интересны:

Всероссийские олимпиады по истории - особенности подготовки

Процесс подготовки к олимпиаде школьников по истории имеет свои нюансы, которые важно знать всем желающим занять места победителей.

29.03.2022

В данной статье мы постараемся с вами вспомнить вопросы и установки на работу, с которыми сталкиваются учителя, преподающие в дошкольных образовательных учреждениях, и рассмотрим всероссийские дистанционные олимпиады по математике "Отличник" в качестве вспомогательного мероприятия для улучшения показателей и правильной оценки обучающихся.

23.10.2019
Традиционный и компетентностный подходы к олимпиадам

В данной статье пойдет речь о компетентностном подходе в обучении математике и применении этого подхода для подготовки школьников к дистанционным олимпиадам по математике.

08.12.2018


Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев.


Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки